Мысли на каждый день года. 14 декабря

logo
Мысли на каждый день года. 14 декабря


Святой пророк Наум
14 декабря (1 декабря ст. ст.) 
Святого пророка Наума и святого праведного Филарета Милостивого.

Вот и зима настала. Скудно мечет лучи свои солнце на охладевшую землю; исчезла зелень с полей и садов; вместо цветов и трав, сугробы снега тяготеют на них; жестокая стужа стесняет дыхание; мороз сковал самые могучие реки и воды; вся природа цепенеет в узах какой-то неподвижности и смерти. Безотрадна и безжизненна картина зимы! Зима поистине есть образ смерти и проповедник покаяния для грешников. Идет пост, подходит великий праздник Рождества Христова. Чтобы достойно встретить и провести сей праздник, христиане говеют, исповедуются в грехах своих и причащаются Святых Таин Христовых.
Здесь скажем со святителем Димитрием Ростовским, в чем состоит истинное покаяние. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним, и не только не возвращаться ко грехам, но и жалеть сокрушенным сердцем о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и одновременным пощением покрыть многократное свое объядение и пьянство! Бесполезно покаяние того, кто думает непродолжительным и малым некиим умерщвлением тела очистить многолетние и тяжкие грехи смертные! Неправедно покаяние того, кто надеется немногими воздыханиями и несколькими ударами в перси загладить многие неправды свои! Сомнительно прощение грехов того, кто помышляет немногими слезами, без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, омыть свои многие беззакония и нечистоты греховные и тем избавиться от мук вечных.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 397-398

Примечания:

[1] 1 Кор. 3,16. 
[2] См.: Пс. 41, 2-3. 
[3] Ин. 6, 56.
[4] Ср.: 1 Пет. 2, 4-5.



День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Служение Христу

Не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мк. 10, 45).

Спаситель Своим примером научил нас жить не для того, чтобы нам служили, а чтобы самим служить. Нелегко исполнить это. Хотя люди часто говорят о величии служения ближним, однако для того, чтобы послужить на деле, необходимо проникнуться действием Духа Божия. Самая суть учения Христа состоит в том, чтобы в каждой, даже случайной встрече видеть случай кому-либо послужить.

Любя Бога всем сердцем нашим, мы не можем не любить и ближних; всякое служение им есть служение Самому Христу. В притче о Страшном суде нам это ясно указано. Господь принимает Сам все то, что мы делаем для смиренной, нищей братии нашей. Вся наша жизнь преобразилась бы, если бы мы могли видеть Самого Христа в каждом страждущем, которого встречаем.

У нас иногда является сожаление о том, что мы не жили во времена Спасителя; с какою радостью, кажется, мы тогда бросили бы все, чтобы идти за Ним и Ему служить. Но не забудем, что и вера наша, и наше служение имеют перед Ним большую цену и теперь, когда века прошли после Его земной жизни. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29), — сказал Господь.

Видя в каждом Самого Христа, мы не посмеем никого обойти, ни к кому отнестись небрежно или равнодушно. Без суеты, без шума мы всегда должны быть наготове послужить каждому, чем только можем. Сколько нужды, сколько зла, сколько нравственного и сердечного голода окружает нас повсюду, неужели же нам трудно найти широкое поле для дела любви, для дела Божия.

Нигде не сказано, чтобы Спаситель помогал деньгами, но то, что Он давал, было несравненно дороже. Он никого не отталкивал, никого не оскорблял, никого не отпускал без слова любви и утешения. В этом смысле каждый может подражать Христу, обходясь ласково и кротко с каждым обращающимся к нам. Имея всегда в сердце искреннее желание облегчить чужую ношу, мы можем сделать многое и принести пользу и утешение там, где тяготеет непосильный гнет.

Всякое мелкое чувство самолюбия и гордости, заставляющее нас ожидать чего-то от других, исчезнет для того, кто действительно имеет в себе Дух Христов. Довольствуясь в жизни нашей самым скромным местом, постараемся стоять настороже, имея «чресла наши препоясаны» (Лк. 12, 35), чтобы всегда быть готовыми, по примеру Христа, умывать ноги меньшей братии.

Никакой труд не может казаться унизительным имеющему в себе Дух Христов! Напротив, при мысли, что Он, Всемогущий, Всесвятой, был среди людей «как служащий» (Лк. 22, 27), мы будем стремиться быть достойными прикоснуться ко всякому труду, облагораживающему человека, — «больший из вас, да будет вам слуга… Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11, 12).

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 449-450
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Четырнадцатый день месяца
Два цветка, распустившиеся на одном стебельке, не настолько похожи один на другой, как два друга, связанные сердечной любовью. Подобно струнам настроенной лиры, души их во всех действиях составляют приятную гармонию; так сердце возлюбленного ученика соединилось с сердцем Иисуса Христа, так великий Апостол говорил ученикам своим: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11: 1).

Послушай и ты, что говорит тебе твой Ангел: «Будь моим подражателем, как я подражаю Господу Богу». Он созерцает Святого Святых и непрестанно старается уподобиться Ему. Подражая своему Ангелу, ты делаешься причастником его святости и святостью приближаешься к Богу. Ты желаешь войти в Небесную обитель и быть сопричтенным лику блаженных; но каким образом ты можешь сделаться достойным сей славы и благости, если не станешь подражать тем, с которыми должен жить в одной обители? Кто решился идти в чужую сторону и там поселиться, тот обыкновенно старается узнать язык жителей той страны, чтобы объясняться с ними; старается изучить их нравы, обычаи, законы, чтобы не казаться чуждым пришельцем среди своих новых сограждан. Будущий житель Небесного града! Научись от своего Ангела языку обитателей горнего Иерусалима, узнай их законы и нравы!

Ты желаешь быть пред лицом Господа и вечно воспевать хвалу Ему. Научись же прежде священным песням Сиона и образуй сердце свое согласно с гармонией хоров Небесных. Но кто наставит тебя в сей Божественной науке? Твой Ангел есть один из певцов Небесных, он послан тебе для того, чтобы руководить и учить тебя. Что же это за гармония Небесная? Какие это песни? Это — святость мыслей и воли, это — действия любви Божественной, сердечного умиления и всех добродетелей, благоугодных Богу. Из недр Всевышнего, чрез Иисуса Христа, Ходатая всего рода человеческого, истекает свет вечной истины и озаряет всех обитателей святого града Небесного. Сей свет проливается от одного избранного к другому, которым озарил и тебя твой Ангел, твой хранитель и наставник.

Если ты подражаешь ему, то подражаешь Иисусу Христу и, уподобившись ему, вместе с ним войдешь в дом Отца Небесного. Но может ли Ангел ввести тебя в оный, если ты не имеешь вида и образа избранных Божиих?

Этот вид и образ суть добродетели. Скажи, можешь ли ты назвать Ангела путеводителем своим, если не идешь по стезям его? Можешь ли назвать его своим наставником и советником, если не соображаешься с его мыслями и его волей?

Может ли он быть твоим другом, если ты пререкаешься с ним во всем и противодействуешь ему?

Одно только усердное подражание может устранить все сие и утвердить согласие, в котором состоит радость и блаженство дружбы.

Посмотри на луг и на два ручейка, которые текут по нему и которые потом соединяются в один ручей. Так должен ты соединить течение своей жизни с бытием твоего Ангела-хранителя, чтобы душа твоя слилась с этим блаженным духом и с ним вместе протекла в океан вечной святости и вечной любви. Моли об этом Небесного своего руководителя:

Уподобиться тебе, святой Ангел мой, точно так, как бывает подобен брат брату, я почитаю для себя совершенной необходимостью. Я хочу сделаться подобным тебе и по чувству моей любви буду соглашать желания моего сердца с твоими чистыми желаниями. Не мир, не плоть, не гордость, не тщеславие, не малодушие будут управлять мною, нет; я хочу и мыслить, и рассуждать, и любить, и хотеть, и действовать подобно тебе. Пусть любовь твоя будет правилом для моих чувствований; пусть твоя чистота будет моей чистотою; пусть твои терпение и смирение научат меня покорности и самоотвержению, дабы я мог всегда исполнять волю Отца Небесного; пусть глубокое благоговение твое пред ликом Всевышнего научит меня углубляться мыслями в самого себя и любить безмолвное уединение. Я далеко отстал от образца своего, но ты поможешь мне, ты научишь меня, ты ободришь меня. Когда я вопрошу тебя, ты не замедлишь явиться и дать совет, в чем я должен исправиться, чего недостает во мне; ты поможешь мне исправить мои недостатки. Твоя любовь ко мне и моя любовь к тебе произведут перемену во мне и сделают меня подобным тебе. Да будет милосердие Божие, вверившее меня любви твоей, благословенно во веки веков.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...