Рождество Христово
13 января
Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании
Римляныни.
Конец года и канун Нового года
Если на что может быть наилучшим образом употреблен день отдания праздника Рождества Христова, конец прошедшего и канун Нового года, то именно на самоиспытание, на обозрение своей жизни и дел всего оканчивающегося года — на суд совести.
Пусть каждый спросит самого себя: в чем и как провел он время минувшего года? Много ли из этого времени посвящено Господу Богу и Владыке живота нашего на дела благочестия, богомыслия и молитвы? Много ли употреблено на дела благие и полезные, сообразно званию и состоянию каждого в обществе? Не больше ли утрачено в праздности и бездействии, в делах пустых и бесплодных? Не более ли еще погублено в душевредных забавах, в нечистых и греховных удовольствиях, в делах злых и беззаконных? Пусть каждый из нас спросит еще: как употреблял он дары благости Божией, которыми ущедрил нас Господь в мимошедшее лето,— во спасение ли души своей или в угождение плоти? В орудие ли к чести и славе Божией и ко благу своих ближних или к удовлетворению похотям и страстям своим? Много ли взаймы дал Богу чрез руки бедных и нуждающихся братий своих или все употреблял только на то, чтобы самому есть, пить и веселиться, или же все слагал только в свои сокровищницы и бдительно хранил их, как наемный сторож? Как исполнял каждый свои обязанности, которые возлагает на нас наше звание в обществе: из-за временных ли только выгод и почестей, яко наемник, или по требованию совести и слова Божия, как истинный раб Христов, трудясь пред лицем всеведущего Судии и имея в виду одно вечное воздаяние на небе? Мужественно ли стоял в исполнении своего долга, в сохранении святых и животворных заповедей Божиих, против всех соблазнов и искушений или же постыдно преклонялся пред всяким обольщением лести, пред легким звоном корысти и пред угрозою силы? Пусть низойдет потом со светильником закона Божия и во глубину души и сердца своего, которой никто не видит, кроме всевидящего ока Божия. Пусть испытает себя: что особенно занимало и наполняло его душу? Что направляло и двигало его душевные силы в ту или другую сторону? Какие помыслы и замыслы занимали ум его? Какими образами любовалось его воображение? Какими чувствами волновалось его сердце? Что с большим удовольствием любила воссоздавать в душе его память? Такова ли вся эта внутренняя жизнь души нашей, чтобы можно было непостыдно предстать с нею пред лице всеведущего Судии мира? Такое самоиспытание будет наилучшим приготовлением ко вступлению в новое лето жизни. Оно покажет нам: чего нам должно уклоняться и бегать и к чему стремиться и чего искать, что оставить и что продолжать или начать вновь, что исправить и что улучшить и усовершенствовать в своей жизни на будущее время, чтобы смерть не застала нас неготовыми к суду Божию и не повергла нас в непрестающую скорбь и страдание на всю вечность.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 420-421
День за днем. Каждый день – подарок Божий
По влечению Духа
И вот, ныне я, по влечению Духа, иду во Иерусалим, не зная, что там встретится со мною
(Деян. 20, 22)
Что там встретится со мною. Павел не имел ни малейшего понятия о том, что будет, какие опасности, неудачи, напасти, огорчения ожидали его, — он не мог предвидеть. Впереди была полная неизвестность, однако с обычным ему мужеством Павел говорит: «Иду в Иерусалим». Он был не из тех, которые уклоняются от своего долга, не зная, чего потребует от них этот долг.
Все мы точно так же стоим на пороге неиспытанной, неизвестной будущности; мы ничего перед собою не видим, мы только пытаемся со страхом и трепетом проникнуть в эту неизвестность.
«Что там встретится со мною?» Я не знаю, и никакая сила не может мне этого открыть. Догадки наши тщетны, мы не узнаем, какие случайности могут нам встретиться, ожидает ли нас горе или радость, будущая судьба наша похожа ли на прошлое, или настанет полная перемена? Не будем же теряться в догадках, а пойдем смело вперед, как ап. Павел, следуя повелению Господа, и Сам Он очистит путь наш перед нами.
Что же «встретится со мною»? Перемены, неожиданности неизбежны, а затем, впереди, близко или далеко, ожидает нас неминуемый конец.
Это и есть наш «Иерусалим», наша конечная цель.
Пойдем же туда «по влечению Духа». Одно только упование на Бога может побудить нас идти вперед спокойно и мужественно. Не станем же заботиться о завтрашнем дне, Господь Сам позаботится о нем.
Окруженные мраком, ничего не видя перед собою, прострем нашу руку и ухватимся за Его руку, готовую поддержать и вести нас. Тогда и мы сможем сказать: «Когда я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День тринадцатый
Прислушайся, человек, к кроткому гласу твоего Ангела-хранителя и запечатлей в своем сердце слова его. Душа твоя, говорит он, есть существо, созданной для Неба. Она питается мыслями о Боге и предназначена находить свое блаженство в славе Божества.
Послушай, я возвещу тебе истину, если ты соединишься духом со мною, твоим другом и благодетелем, если ты усмиришь в душе своей суетные треволнения света, преступные стремления самолюбия и кичения гордости, если предашься благочестивому влечению сердца, то ум твой займут мысли мудрые, истинные, благородные, достойные тебя и Бога, перед очами Которого ты мыслишь; тогда ты насладишься нерушимым спокойствием и беспрепятственно, путем правды, достигнешь своей цели. Легкомыслие расточает сокровища благодати, препятствует слышать Ангела-хранителя, заглушает внушения Святого Духа и омрачает душу.
Блажен тот человек, который углубляется мыслями в самого себя. Размышления о вере сеют в нем семена добродетелей. Он истребил плевелы, возделал Божественное поле со тщанием и получил плоды, достойные Неба. Истина, утвержденная в сердце благочестивым размышлением, всегда бывает плодотворна.
Важная перемена должна совершиться с тобою ты, существо земное, должен сделаться существом Небесным. Благодать преобразит тебя, снизойдя на тебя и проникнув в сердце твое; она своей силой соединит тебя с Богом.
Но благодать действует только в благоговейной душе, углубившейся в себя. Она требует, чтобы ум твой был чист для святых размышлений о Боге, чтобы сердце твое не было занято земными желаниями и было готово принять вдохновение любви Божественной; она требует, чтобы душа твоя жаждала правды Божией и желала насытиться ею.
Сии истины, ясно представляющиеся уму твоему, так разительны, так утешительны, что удивляться должно, как можешь ты когда-нибудь забывать их. Ты находишься в присутствии вездесущего Бога, в котором и живешь, и движешься; каким же образом мысль о Его совершенствах, о Его благодеяниях, о Его любви беспредельной, о блаженстве. Им уготованном тебе, — каким образом, говорю, эта мысль может хотя бы на одну минуту не занимать ума твоего? Отчего не вспоминаешь о Пресвятой и Преблагословенной Деве Марии, Которой одно имя вливает утешение в сердце?
Перед тобою, в нескольких шагах, предстоят смерть и вечность. Ужели эта мысль не имеет для тебя такой важности, чтобы заниматься ею всякий день в твоей жизни? Если хотя бы одна из этих важных мыслей утвердится в твоем сердце, то несомненными плодами ее будут мудрость и все добродетели; она будет источником воды живой, утоляющей жажду души твоей, до самых пределов вечной жизни; она послужит щитом против всех стрел твоего врага. Размышляя о священных истинах, ты будешь жить вместе со своим Ангелом, разделяя с ним в приятной беседе и мысли, и чувствования; таким образом ты явишься совершенным перед Господом Богом.
Так, сень смертная окружает меня, о верный хранитель, Ангел мой! Очи мои помрачились, сердце мое смутилось, и дни мои исполнились горести. Но напоминай мне непрестанно о моем Боге, о Блаженстве избранных Его, и душа моя оживет и ободрится. Молю тебя: обогати ум мой обилием святых мыслей и укрепи во мне навык благочестивых размышлений; укорени во мне эту добродетель; исправь мое легкомыслие, удали от меня опасные впечатления, суетные беседы, прельщения греховные. Сердце мое есть храм Святого Духа; предохрани его от-всякой нечистоты; укрась его святостью благодатных вдохновений; исполни его благоуханием Божественной любви и благоговейной молитвы, да будет прославлен и благословен Господь вовеки.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.
Смотрите также:
Дед Мороз,
Снегурочка,
новогодние представления,
подарки,
пиротехника,
салюты,
фейерверк
подробнее...