Мысли на день. Святые отцы о мире и миротворчестве

logo
Мысли на день. Святые отцы о мире и миротворчестве


Троице-Сергиева Лавра, май 2015 г.
Ничто так не свойственно христианину, как быть миротворцем; за это и Господь обещал нам величайшую Свою награду (Святитель Василий Великий. Творения. Ч.6., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, с. 218).

***

Миром поддерживаются, а от несогласия приходят в расстройство города, царства, лики поющих, войска, дома, общества плывущих на одном корабле, супружества и дружеские союзы (Святитель Григорий Богослов. Творения. Ч.1. М., 1889. с. 189).

***

Небо, земля, море, словом весь этот мир, до тех пор стоит твердо и в мире с самим собой, не выступая из пределов своей природы, пока в нем ни одно существо не восстает против другого и не разрывает тех уз любви, которыми все связал Художник — Творческое Слово: дотоле ничего нельзя представить себе славнее и величественнее его. Но с прекращением мира и мир (космос) перестает быть миром (Святитель Григорий Богослов. Творения. Ч.1. М., 1843, с. 23).

***
Ничто так не ослабляет (общества), как ссоры и распри, напротив, ничто столько не усиливает и не укрепляет, как любовь и согласие (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. СПб., 1898, с. 668).

***

Ничто так не созидает, как благочиние, как мир, как любовь, а все противоположное им производит разрушение. Это можно видеть не только на предметах духовных, но и на всех других. Если нарушишь порядок в хоре (поющих), или на корабле, или на колеснице, или в войске, если большее отклонишь от его положения и поставишь на место его меньшее, то расстроишь и извратишь всё. Не будем же и мы расстраивать порядка, не будем ставить голову внизу, а ноги вверху. А это бывает тогда, когда здравый разум мы повергаем вниз, а порочные пожелания — раздражительность, гнев, сластолюбие — ставим выше разума, отчего и происходит великое смятение, сильное волнение, неукротимая буря, и всё покрывается мраком. Но, если угодно, посмотрим наперед, какой происходит отсюда стыд, а потом — какой вред (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. СПб., 1904, с. 379, 380).

***

Мир есть великий и особенный дар милосердия (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. СПб., 1899, С. 305).

***

Из всего, что веселит, главное есть мир, который каждому желательно иметь в такой мере, чтобы не только самому пользоваться им, но, по великому обилию его, уделять и неимеющим. Ибо сказано: «Блажени миротворцы», а миротворец тот, кто дает мир другим. Но никто не сообщит другому того, чего не имеет сам. Поэтому желательно, чтобы прежде сам ты исполнился благами мира, а потом уже снабдил таковым достоянием имеющих в нем нужду (Святитель Григорий Нисский. Творения святых отцов в русском переводе. Т. 38. М., 1861, С. 457).

***

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Кто же именно? — Подражатели Божиему человеколюбию, показывающие в жизни своей то, что свойственно Божией деятельности. Податель благ Господь совершенно истребляет и обращает в ничто всё, что несродно с добром и чуждо Ему, и тебе узаконивает этот образ действования: изгонять ненависть, прекращать войны, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце злопамятство, сжигающее душу. Как с удалением тьмы наступает свет, так вместо исчисленного выше появляются плоды духа: любовь, радость, мир, благость, долготерпение — и всё собранное Апостолом число благ (Гал. 5, 22). Поэтому как же не блажен раздаятель Божественных даров, Богу уподобляющийся дарованиями, благотворения свои уподобляющий Божией великодаровитости? (Святитель Григорий Нисский. Творения святых отцов в русском переводе. Т. 38. М., 1861, с. 457).

***

Блаженны те, которые сознательно содружились со Христом, пришедшим дать мир дальним и ближним, то есть праведным и грешным, примирить с Отцем Своим нас, врагов Его, и совокупить воедино разделенное между собою, для каковой цели Он воспринял нашу человеческую плоть, чтобы преподать нам Духа Святого. Итак, явно, что те, которые зрят Бога, содружились с Ним, достигли желаемого мира и соделались сынами Божиими (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2-й. М., 1890, с. 206).
Журнал Московской Патриархии, №5 за 1982 год

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...