Господь воспретил не только осуждать ближних, но и судить их [1], когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и общественной пользы. Последнего рода суд есть вящшее закона [2], по определению Господа; без такого суда добро не может быть отделенным от зла, наша деятельность не может быть правильною и богоугодною. Этот суд редко встречается между человеками; но судом и осуждением, воспрещенными Господом, они занимаются непрестанно. По какой причине? По причине совершенного невнимания себе, по причине забвения своей греховности, по причине совершенного пренебрежения покаянием, по причине самомнения и гордости. Господь пришел на землю спасти грешников, а потому от всех человеков непременно требуется сознание в греховности; суждение же и осуждение ближних есть отвержение этого сознания и присвоение не принадлежащей себе праведности; из нее-то и производится суждение и осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть имя самое свойственное. [3]
Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том I
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Лк. 6. 37; Мф. 7. 1.
[2] Мф. 23. 33.
[3] Мф. 7. 5.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Дорожите, дети, благословением родительским!
Архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Покровском монастыре
Память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси
Воскресной школе Всехсвятского подворья 10 лет
С. А. Волков, «Последние у Троицы». Глава V. Летопись жизни Академии в 1917-1919 годах