Мусор у людей надо покупать

logo
28 Jun 2018/Мусор у людей надо покупать

Кто и как поможет найти сергиевопосадцам выход из мусорного тупика? На самый сложный вопрос последнего полугодия пытается ответить Александр Попов — председатель правления «Союза защиты экологических прав населения Московской области», кандидат технических наук, автор монографий и десятков научных статей, посвящённых охране окружающей среды. Более тридцати лет учёный вместе со своими соратниками занимается экспертизами почвы, воздуха и воды для частных и государственных компаний, а также созданием исследовательских лабораторий.

Вы позиционируете себя в качестве независимого эксперта. В чём особенности такого рода позиции в отношении проблемы строительства мусороперерабатывающего завода в Сахарове?

— Ситуация с заводом в Сахарове сложная. Во многом её усугубляет неконструктивный диалог между инвестором и представителями общественности. Вместо того чтобы делать акцент на действительно важных вещах, выдвигаются абсурдные аргументы с той и другой стороны.

Какие, например?

— Много говорят о «Журавлиной родине»… Был такой талдомский управленец, Алексей Павлович Клименко — он и создал этот заказник. Мы прекрасно знаем, что «Журавлиная родина» — это болото, Верхневолжская низменность. К ней относится Селковское поселение. Биологическая дружина МГУ действительно захотела там сделать заповедник. Действительно, он достаточно близок от Сахарова — в 15-­20 километрах, а не в километре. При всём уважении к экологам, не может быть родины журавлей на верхней точке Клинско­-Дмитровской гряды — для них там попросту нет условий. Я могу поверить, хотя активисты мне не смогли доказать, что там есть верховые болота. Но они не дают кормовую базу для журавлей…

Ещё общественники давят на загрязнение водных горизонтов

— Действительно, к нам обращались активисты. Так и так, есть родники. Все мы понимаем, что есть законодательный акт Московской области, запрещающий размещение отходов в таких местах. Я попросил коллег, они отправились искать источники, опираясь на данные кандидатской диссертации, посвящённой изучению родников нашего района. Потом спросил: «Ребята, вы что­то там нашли, что позволяет защитить вашу позицию?» — Ответ: «Нет, не нашли». С другой стороны, у них появляются какие­то неидентифицированные документы, которые нельзя найти ни по запросам, ни в свободном доступе — союзных времён — некоторые из абсолютно закрытых источников, утратившие свою юридическую силу… Словом, те исследования, которые там проводились, — их надо повторять. Этим и озабочен инвестор сегодня.

В каком-­то виде мы эти изыскания можем прочесть?

— Дело в чём… Мы понимаем с вами, что изыскания — это несколько тысяч страниц информации, абсолютно непонятной обывателю. При нынешнем темпе жизни даже специалист не сможет сделать это качественно и извлечь из размещённых документов нужные выводы. Последние изыскания по полигону Парфёново были в вот таких двух томах (показывает пальцами сантиметров 15). Пенсионерке из Сахарова это не даст ничего.

И что же делать? Есть ли гипотетически сильные аргументы, которые позволят «завернуть» стройку?

— Оппоненты мусороперерабатывающего комплекса оставляют странное впечатление. Часть из них действительно болеет за экологию родного края. Часть упрощают в ущерб делу — пытаются обсуждать проблемы «Журавлиной родины», теряя время для нормального диалога. Говорили мне: «Скажи, пожалуйста, какой гарантированный факт, который позволит не размещать завод в Сахарове, чтобы поставить на нём большой жирный крест?» Я отвечаю: «Смотрите, у вас самый широкий лесной коридор. Как только вы определитесь, что там есть пути миграции диких животных — и при размещении там полигона идти им просто некуда. Речь идёт не только о лосях и кабанах… даже если там мигрируют просто лягушки — можно всё приостановить». И они ничего не вырабатывают. И это, конечно, вызывает опасение.

Ещё одна «сторона медали» — стоимость переработки для населения. Какова она будет, на ваш взгляд?

— В первую очередь вопрос технологий. У меня нет друзей в Швейцарии и Японии, чтобы проверить. Но я точно знаю, что в странах «золотого миллиарда» все удачные технологии по обезвреживанию бытовых отходов начинаются с 600 евро за утилизацию одной тонны… Для сравнения у нас тариф — 4000 рублей — менее 60 евро, пока вполне подъёмный. Но я прекрасно понимаю, что будет, если на наши плечи ляжет «тариф золотого миллиарда». Плюс давайте не забывать о такой стороне вопроса, как лоббизм. В Германии и Японии очень сильны позиции машиностроителей, которые каждый год изобретают всё более совершенные, всё более «чистые» с точки зрения экологов, а значит и всё более дорогие технологии. Но тут есть подвох — чем выше уровень технологии, тем сильнее она зависит от «фактора дурака». Вот есть у нас электрический фильтр, который защищает нас от неприятных запахов и выбросов в атмосферу, его можно выключить из розетки и включить… Я прекрасно понимаю — или мы не сможем потянуть лучшие зарубежные технологии, или они попросту не будут работать.

— 45 тысяч мы не потянем. По крайней мере, я.

— Когда инвестор понесёт полные затраты, он на основании постановлении правительства рассчитает тариф, опираясь на один из пяти предложенных исполнительной властью. Мы будем платить очень высокие цифры. Они нам сюда внедрят какую­то технологию, которая работает в Токио и Берне с их покупательной способностью. Но можем ли мы её себе позволить? Если многие другие вещи как­то можно будет утрясти, то всевозможные расходы — они лягут на нас.

То есть экономического обоснования использования именно этой технологии нет?

— Нет. Мы можем посмотреть некоторые их технологические предложения, но мы не можем достоверно сказать, какой будет стоимость утилизации отходов в 2019­-2020­м году для нас.

Хорошо, давайте зайдём с другой стороны. Обязаны ли мы на нашей территории перерабатывать столичные отходы? Справедливо ли это?

— Я лично не знаю, и ни один человек мне не сказал о наличии документов, которые могли бы объяснить, почему московские отходы должны ехать сюда. Какие субъекты власти, какие субъекты хозяйственной деятельности определили необходимость переработки отходов СЗАО Москвы именно в Сергиево-­Посадском районе.

Нам навязывают какие­-то чудовищные объёмы — 600 тысяч тонн в год. Проектная мощность завода, на взгляд общественности, выглядит, мягко говоря, неадекватной.

— Перед тем как говорить об объёмах, давайте закончим с технологиями. Мы проводили исследование Парфёновского полигона. В среднем плотность его тела — 0,7 тонн на кубический метр. Это ужасно. И это одна из причин тех бедствий, что происходят в Ядрове и на других полигонах. Избежать этого всего, даже если абстрагироваться от сортировки, мы могли с помощью так называемых «компакторов». Будем называть это оборудование так, чтобы не путаться. Речь идёт о прессе или кулачковых вибрационных катках. Технология применяется в некоторых странах. Представьте себе, что если бы эти компакторы были в Парфёнове, то у нас было бы впереди лет 10-­15. Сама гора была бы вдвое ниже и гораздо безопаснее — процесс газообразования и сбраживания в ней при повышенной плотности развивался бы в разы медленнее. Поэтому вопрос, будут они или нет, — это архиважно.

Простая арифметика: 300 тысяч без компакторовэто 600 с компакторами. И даже больше. Так?

— Я занимаюсь контролем и замерами. Известно, что замки придумали для честных людей, чтобы ждать маму или жену, если забыл ключ, а никак не от воров. Все методы переработки мусора придумали для честных субъектов хозяйствования. Только компакторы, когда они работают, действительно снижают наши риски. Можно увидеть, как он работает, услышать его специфический стук… Но на данном этапе мы не знаем, будут они использоваться в новом инвестпроекте или нет. Стало быть, говорить о честном диалоге не приходится. Я не говорю, что компактор панацея, панацеи, в принципе, не существуют, но он помогает избежать чрезвычайных экологических ситуаций.

А если мы ещё начнём сор­тировать

— Это второй «скользкий» момент. Сегодня с разных трибун звучит много ура­патриотических лозунгов. «Мы возьмёмся!» Я служил в армии и отлично помню эти прокачки… Сегодня на эти приёмы народ не развести. Лично я уже разделяю мусор, пищевые отходы сваливаю в компостную кучу. Но давайте посмотрим на проблему чуть шире. Вот они говорят о системе двух контейнеров. Но зачем и кому это нужно? Почему нельзя договориться о весовом приёме пластиковых бутылок, стекла, картона… и давайте мне бонусы. Я работаю на вас. Зачем мне кого­то отслеживать, кто выбрасывает несортированный мусор? Ну не готов человек сегодня массово его сортировать. Нужна достойная мотивация.

Она есть, но очень эфемерная. Экологическая безопасность.

— Увы, но бизнес­индустрии обращения с отходами в России нет. Об этом говорят мусоровывозящие организации.

Могу сказать, что если мы не сможем в рамках рыночной экономики решить вопрос с обезвреживанием отходов, даже с использованием искусственной монополии, это будет уже диагноз всему нашему обществу. Смысл в том, что должна быть компенсация! Надо платить людям денежки. Это надо внедрять. Другого пути нет.

 

Беседовал Сергей Рунько
Фото Семёна Семёнова

Источник: Газета Вперёд



Всего один комментарий

  1. Виктор Иванович

    Не все так просто и однозначно…Столичные жители Сахарова видимо раньше поняли, чем местные аборигены, что в период развития потребительских тенденций мусора будет куда больше, чем возможностей его переработать, утилизировать и такое вот соседство в любом виде-дополнительная возможность стать беднее…
    Мало того, что дачники против такого вот соседства со своей недвижимостью-они загружают свои авто своим мусором , зачастую прицепы и везут его на общегородскую контейнерную площадку, которая в Краснозаводске, на въезде в город и быстренько подбрасывают свои отходы жителям Кразика, например, экономя свой бюджет ,садоводческий и тем самым снижая свои членские взносы , автоматически грабя социальный бюджет Краснозавдоска…
    Как то уже нужно автоматически обременять всех жителей, дачников и собственно туристов-транзитников единым сбором на ТБО и тогда уже приучить нести свой мусор на близ находящую мусорную площадку… Ну что бы уже по честному. А то наплодили «кукушек», которые умудряются подбрасывать мусор соседям и ухмыляются такие всюду, типа «грамотные», белая кость… Любишь мусорить-научись его сортировать и перерабатывать у себя под носом, а не лишь подбрасывать свое дерьмо соседям, безмолвным…Неужели нельзя установить камеры видеофиксации и вычислять уже таких вот, залетных…. Попробуй сунься житель Подмосковья в московский дворик…
    Что касается личной выгоды по сдаче ТБО за деньги, как то еще вторсырье…Нет такого спроса на сегодня. Если бы был-давно бы уже сдавали, как втормет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сельское поселение Селковское
Сельское поселение Селковское находится на севере Сергиево-Посадского района и Московской области. Территория поселения граничит с Тверской, Ярославской и Владимирской областями. В состав... подробнее...