Мудрость и любовь

logo
Мудрость и любовь

„Глубиною мудрости человеколюбно 

вся строяй и полезная всем подаваяй…»

Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Боже­ственная Любовь. О, как это утешительно для верующего сердца!

Вся история мира и жизнь каждого из нас носят на себе яркую печать этой Мудрости и этой Любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Бог сотворил и этот небесный свод, усеянный звез­дами, которым мы любуемся ясной ночью, и эти горы с их снежными вершинами, уходящими в облака, моря, океаны и эти ковры цветов, расстилающиеся перед нами. Для чего Бог сотворил мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются созерцателями Его вечной сла­вы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами. На всём, начиная от маленького цветоч­ка с его лепестками и крошечными тычинками и до совер­шенного в своем устройстве человеческого тела, — на всём лежит печать Божественной Мудрости, а в самой цели творения мира и в сотворении человека, как венца всего живущего на земле, — печать Божественной Любви.

Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагой Небесный Отец и скорби и болезни обращает нам на пользу и делает их ору­дием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека, Он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что тер­пеливым перенесением скорбей и болезней не только укреп­ляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Кто это говорит? Это говорит верующий поэт и говорит от лица каждого вдумчивого хри­стианина. Христианин знает божественное слово, сказан­ное еще через одного из ветхозаветных пророков, о том, что скорби — это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» (Ос. 6,1). Христианин знает и о том, как уте­шает Господь Своих детей в их скорбях: «По мере, как умно­жаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1, 5). И во всем этом мы видим про­явление Мудрости и Любви Небесного Отца.

Бог не создал смерти. Первый человек был создан бес­смертным и не должен был никогда знать смерти. Но смерть вошла в жизнь первого человека после нарушения им воли Божией. Смерть — это плод греха, учит апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Римл. 5, 12). И в том, что Господь Бог попустил человеку стать смертным по телу и оставил его бессмертным душой, сказались та же Божественная Мудрость и Божественная Любовь. Если бы люди, научившиеся грешить и по лестнице греха опус­кавшиеся все ниже на дно пороков и страстей, оставались бессмертными по своему телу, — какой зловонной рекой разлился бы грех по земле! До каких ступеней грехопаде­ния, до каких ужасов греховной мерзости доходили бы лю­ди, если бы оставались бессмертными, продолжая с каждым годом умножать свои беззакония! Но Бог положил предел человеческой жизни в виде смерти, назначив за порогом этой смерти Свой суд.

Когда прошли долгие века ветхозаветной ночи и приш­ло время наступить рассвету (Ср. Ис. 21, 11-12), Мудрость Божия в сочетании с Любовью послали в наш мир Сына Божия для спасения от греха погибавшего человечества. Всякое преступление должно влечь за собой наказание. Это — закон правды, закон правосудия. И по этому закону все грешники всех времен и всех народов за свои грехи должны понести наказание. Но кто из нас, носителей множества грехов, был бы в силах понести то наказание, которого он заслуживает? И сколько такого долга перед лицом Правды Божией должно было накопиться у всего человечества за долгие ветхозаветные века? И сколько его еще накопится в будущие века истории мира?

Кто бы мог понести наказание за все эти грехи и пре­ступления всех людей? Конечно, не человек. Даже ни один великий праведник не мог бы понести на себе всей этой тя­жести возмездия. И, конечно, не ангел. Ангелы — бес­плотные существа, а человек совершает грех свой вместе с телом, и возмездие должны принять на себя и душа и тело. Только Мудрость Божия могла найти это средство спасения людей, искупления великого множества их гре­ховных преступлений перед лицом Правды Божией. В Со­вете Божием было решено послать Сына Божия на землю для того, чтобы Он, приняв на Себя душу и плоть челове­ческую, возложил на Себя грехи всех людей и Голгофскими страданиями совершил дело спасения человечества. И какая любовь Божия изливается со креста на нас, припадаю­щих к подножию этого креста с верой и любовью! Теперь во имя крестной жертвы Христовой прощаются грехи каждого кающегося грешника. И личное искупление, какое каю­щийся грешник должен понести в своей совести за свои грехи, от них отрекаясь и их оплакивая, уже посильно для каждого из нас, потому что спасение наше совершено искупительной жертвой, принесенной за нас Сыном Божиим.

Совершив наше спасение своей Голгофской жертвой, Спаситель не оставил нас без Своей помощи на пути к веч­ной жизни. Он основал Свою Церковь — хранительницу слова Божия и раздаятельницу благодати. Через крещение Он вводит нас всех в ограду этой Святой Церкви и делает ее детьми, а ей, Святой Церкви, Он повелел звать людей в Царство Небесное, учить людей истинам веры, пропове­дуя слово Божие, будить, грешников к покаянию, питать людей духовной небесной пищей, вести их к ногам Божиим. Сколько в этом Мудрости Божией и Любви к нам, недостой­ным детям своего Небесного Отца! Воистину, «глубиною мудрости человеколюбно всё строит Господь и полезная всем подаёт!»

Святых и праведных, угодивших Господу своею жизнью, Он увенчивает вечной славой. Мы видим своих святых в сиянии этой славы. Но премудрый и любящий нас Господь, дав святым венец вечной славы, дал им и силы помогать нам в наших нуждах и наших скорбях. Он окружил нас целым сонмом наших небесных помощников и молитвенни­ков, и мы не только любуемся святыми, не только хотим подражать им в их жизни и подвигах, но и обращаемся к ним за их благословениями и поддержкой на нашем жизнен­ном пути.

Как любит нас Господь! И сколькими: путями Он про­являет эту Свою к нам любовь! Как Сердцеведец, Он хоро­шо знает, что нередко мы бываем подобны ребенку, который потерял свою мать в толпе или в лесу, плачет, зовет ее, ищет ее. Мы бываем подобны этому ребенку в минуты наших скорбей и жизненных невзгод, когда чувствуем себя одино­кими, когда нередко не находим вокруг себя тех, кому мог­ли бы рассказать о своем горе и кто мог бы нам посочув­ствовать и помочь. Господь знает, что нередко мы бываем подобны пловцу на утлом челне, который бросают волны моря житейского с одного гребня на другой, и часто нет около нас того, кто мог бы нас спасти от гибели в этой буре.

И вот, зная об этом, Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей жизни земной мы всегда нашли у Нее крепкую и любящую материнскую руку, ко­торая поддерживала бы нас, тонущих, падающих, подняла бы нас, лежащих, которая отерла бы слезы плачущих, успо­коила бы унывающих. И мы такую Небесную Матерь имеем по любви Божией к нам. Ее святым иконам Господь дал силу низводить благословение Его на нас. И, как ребенок, нашедший свою мать, прижимается к ней и плачет уже от радости, так и мы, сердцем своим чувствуя любовь и заботы о нас Божией Матери, успокаиваемся душой около Ее свя­тых икон, и слезы радости искрятся в глазах верующего, радующегося о том, что у нас есть такая Небесная Мать — любвеобильная, родная, близкая каждой верующей душе. В путях Своего божественного и мудрого Промысла, свя­тыми Ее иконами Господь воспитывает и нашу веру, укреп­ляет ее. Ведь каждая икона Божией Матери — это живая летопись чудес, исходивших от Нее. И история происхож­дения каждой иконы, и всегда записывавшиеся чудеса от этих икон — все это имеет силу умножать в нас веру в Бога и Его Небесную Матерь.

Вот какова любовь Божия к нам! Вместе с Божествен­ной Мудростью она — источник нашего счастья. И счаст­лив будет тот из нас, кто по слову апостола Павла никогда «не отлучит себя от любви Божией» (Римл. 8, 39).

В ответ на Свою любовь к людям Господь требует и ждет от нас только одного: нашего сердца. «Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26), говорил Он еще в дни вет­хого завета.

Наше первое желание должно быть желанием спасти свою душу, наша первая мысль должна быть мыслью о Боге, первое движение нашей воли должно быть стремлени­ем исполнить волю Божию. В ответ на любовь Божию, в ответ на Его Божественное и Премудрое Промышление о нас пусть каждый из нас спасает для вечности свою бес­смертную душу. Это — путь к вечному нашему счастью.

Митрополит Николай (Ярушевич). Слова, речи, послания (1941-1946 гг.). Издание Московской Патриархии. 1947 г. 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...