Монах, иконописец, лауреат Госпремии

logo
09 Feb 2019/Монах, иконописец, лауреат Госпремии

Лекция в Сергиевском храме

В январе в Семхозе побывала Ирина Языкова — преподаватель Коломенской духовной семинарии, искусствовед, учёный и лектор. Она окончила истфак МГУ, затем работала в Музее архитектуры им. Щусева, Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры, реставрационных объединениях. Подготовила первую в СССР выставку икон и с тех пор не прекращает знакомить людей, порой от иконописи далёких, с этим важным культурным пластом.

Её лекция в Сергиевском храме была посвящена архимандриту Зинону, которого порой называют современным Рублёвым. Сам Зинон, думается, посторонился бы громких слов, но так или иначе сегодня он считается одним из самых уважаемых современных церковных художников, и уважение это пришло непросто: через право отстаивать традиции и смелость искания, через затворничество и даже запрет на служение, позже снятое Патриархом.

Архимандрит Зинон спроектировал убранство Сергиевского храма, в котором прошла встреча, и его росписи стали живой иллюстрацией к разговору. Беседа вышла не столько о живописи, сколько о мире, в котором мы живём, об отношении церковного и мирского и о процессах, происходящих в самой Церкви. Предлагаем пересказ услышанного и надеемся, что помимо прочего он поможет лучше понять изображённое на стенах храма — этого и других.

Из истории

09 Feb 2019/Монах, иконописец, лауреат ГоспремииСвой рассказ Ирина Языкова начала с примера: есть авторы, которые нашли свой стиль, и десятилетиями его не меняют, и это их право. В этом может быть их понимание верности, однако иконописец Зинон из тех, кто постоянно ищет. Как он начинал свой путь?

В 1969 году поступил в Одесское художественное училище, но уже через семь лет постригся в монахи в Псково-­Печерском монастыре. Этому предшествовал разговор с его духовным отцом, архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) — тот предположил, что Владимиру Теодору (таково светское имя художника) трудно будет оставаться просто иконописцем и посоветовал ему путь монашества.

Поработал во многих значимых для православного человека местах — в Псково­-Печерском монастыре, Троице­-Сергиевой лавре, восстанавливал Данилов монастырь… Основал иконописную школу в Мирожском монастыре XII века в Пскове, и именно там в 1996 году произошёл инцидент, изменивший его жизнь: архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наложил прещение на иконописца после того, как тот разрешил итальянскому священнику-­католику отслужить мессу в неосвящённой часовне и причастился с католиками.

Наказание о. Зинон принял, смиренно поселившись в псковской глуши в деревне Гверстонь. Там же спроектировал и поставил храм — раннехристианскую базилику из псковского камня. Она украшена только прорезным крестом и небольшой мозаикой. Многие говорили, что это непривычно, что ей не хватает куполов­-луковок и маковок, но для маленькой общины совершенно необязательно выстраивать хоромы, считает Ирина Языкова.

Жил он в молчании и покаянии, мало кого принимал, на что люди порой обижались. По сути, если не считать поездки в монастыри, где он продолжал делать росписи, это была жизнь затворника.

 Классик-­новатор

 За год до запрета в служении, в 1995 году, архимандрит Зинон получил Государственную премию РФ за вклад в церковное искусство. Это был первый подобный случай в истории России.

С непониманием он сталкивался и до инцидента и Госпремии, и после них. Например, сделает он каменный иконостас, так сразу звучат упрёки в том, что не было такого на Руси (хотя на самом деле было). Может изобразить Христа в непривычной для нас традиции молодым, а эта традиция идёт из мозаик итальянской Равенны. Но удивительно, что после критики у него появляются последователи.

Он обладает способностью чувствовать уникальность храма. Часто художники идут по обратному пути: сначала разрабатывают проект, а потом предлагают его — то в одном городе, то в другом. Но лучше по­-другому: отправной точкой должен стать именно конкретный храм, потому что каждый из них требует уникального оформления.

Одним из первых Зинон возродил в России энкаустику — технику восковых красок, известную ещё с античности, которая более долговечна, чем темпера.

Интересен пример, не имеющий прямого отношения к техническим приёмам. В воссозданном Фёдоровском соборе 1913 года в Санкт-­Петербурге, где в советские годы работал молокозавод, о. Зинон делал проект нижнего храма. Закончив фрески, он предложил прихожанам неожиданный ход: они сами, не дожидаясь, что скажут спонсоры реставрации, назовут имена святых, на которых хотят молиться, и сами соберут деньги на иконы. Так и сделали, и это только кажется новаторством: точно так же, без барина, который приедет и рассудит, нередко поступали и в прежние времена.

Сергиевский храм в Семхозе

09 Feb 2019/Монах, иконописец, лауреат Госпремии

Роспись в Сергиевском храме в Семхозе архимандрит Зинон выполнил в 2004­-2005 годах. В 2015-­м вернулся, чтобы сделать роспись в часовне на месте убийства Александра Меня.

При жизни о. Александра они так и не встретились. Сам о. Зинон прежде не раз бывал в Лавре, и каждый раз в ответ на предложение заехать к семхозскому священнику, которого благодаря ТВ узнала вся страна, отвечал отказом, поскольку «к модным батюшкам не ездит». Впоследствии, по словам И. Языковой, жалел, что встреча не состоялась: говорил, что следовало бы почувствовать, что все разговоры, вся шумиха вокруг него это одно, а сама его личность — совсем другое.

Зинон, совсем тогда чуждый модернизму, в какой­то момент едва ли не устремлённый в старообрядчество, открывал для себя слова А. Меня, в первую очередь через книги, ещё в Гверстони. И так сложилось, что в храм, построенный близ места, где был убит о. Александр, он привёз камень с псковской земли и использовал этот камень в интерьере.

Сергиевский храм лаконичный. Там нет «украшательства», нет отвлекающего — верующие говорят, что там очень легко молиться. «Современные иконостасы порой содержат много мелькания, а в храме хочется тишины и сосредоточенности. Этого добивается о. Зинон здесь», — поясняет лектор.

И ещё интересная деталь: деисус — полуфигурный ряд святых в молитвенном предстоянии Христу в центре — здесь, по словам верующих, словно живой. «Я очень люблю его: когда входишь в храм, то видишь, что все святые молятся Христу, а Серафим (фигура справа — ред.) смотрит на нас и предлагает присоединиться к молитве. Вот эта маленькая деталь, очень живая, сразу делает нас не зрителями, а участниками этой молитвы».

Владимир Крючев
Фото Олега Данилова (sergievhram.ru), alexandermen.ru и Владимира Крючева

Источник: Газета Вперёд

 


Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Мень Александр Владимирович
Александр Мень родился 22 января 1935 года. Он получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 - священник Русской Православной Церкви. Отпевал В. Высоцкого.... подробнее...

[3]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.