Молитва вне храма

logo
Молитва вне храма
Константин Ефимович Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского 
Молиться можно и должно не только в храме, но и в ином месте — в любом. Мы слышали в конце предшествующего сообщения слова Святителя: «…не можете посещать храм Божий» — не скорбите, а храните «Имя Господне в сердце Вашем, и фимиам молитвы да восходит горе от души Вашей — и тогда Вы не чужды храма Божия» (23:15; 29:226). Следует вспомнить «Авву, который пришел в царский дом, в ожидании царя, стоял в углу и читал про себя часы» (3:77). «И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства… Работать Господу можно и в уединении, и в семье» (21:16; 23:14).
Славить Бога мы обязаны во всяком месте и во всякое время. — «Я, — учит Святитель, — полагал бы приступить к молитве более частно, нежели торжественно» (8:332).
Благоприятное время для молитвы — вечер, когда мы можем успокоиться после суеты дня. — «Отходя ко сну, читайте молитву: «Да воскреснет Бог», или и полный псалом, начинающийся сими словами, ограждайтесь крестным знамением, как учит молитвенная книга. Не смущайте сами себя воспоминанием какой-нибудь нечаянности, которой не понимаете, или, может быть, понимаете хуже, нежели она есть. Верно то, что пред именем Иисусовым всяко колено преклонится Небесных, и земных и преисподних, то есть, или поклонится благоговейно, или падет и изнеможет в страхе» (21:57). — Вечернее время, напоминающее нам, что и в нашей жизни придет вечер, подходяще посвятить и поминовению усопших. — Отходя ко сну молитесь: «Господи, упокой души раб Твоих, и даруй душам нашим общение во Имени Твоем в вере и благодати, и в обителях Твоих Небесных, паче кратковременной близости в земле и в могиле» (3:12). И на одре сна, в немощи, болезни благо славить Бога «и призывать, по подражанию тому, который написал: «Поминах Тя на постели моей» (Пс. 62, 7)» (21:60). Благо употреблять молитву и во время приема лекарств. «Слышите, что Церковь молится о плавающих, путешествующих, недугующих. Кто может, молясь о душе, здоровье, оставляет просто на волю Божию, но и тот не грешит, кто молится о здоровье, чтобы употребить оное для очищения своих грехов» (21:25).
Молитва вне храма


На лужайке в Лавре

Приходят горделивые мечты — молитву не прерывать. «Если приходит лукавый помысл, покушающийся изгнать человека из области духовного мира — остановись и исповедуй свою немощь словами трех отроков: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9, 7); потом, по совету святителя Димитрия, воззови ко Господу словами псалма: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя» (Пс. 16, 11), Радость моя, избави мя. За сим со вниманием продолжай свое дело, не развлекая себя случившимся» (21:72). Также, если начнут одолевать «страхования» — отвергнуть их и мужественно продолжать молитву. «Чего бояться и зачем останавливаться, когда молитесь псалмом Давидовым? Это слово Богодухновенное. Оно может дать ум Христов, а не поколебать ум естественный» (21:40). Против колебаний есть и Крест. Повторяем: «Силой Креста Твоего сохрани нас, Господи. И мысленный образ Креста есть оружие против приражения» (8:72).
Говорящим, что «молитва есть не иное что, как дела», можно спокойно заметить, например, так: «Это, кажется, и правда, ибо сказано: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21), — но на что же сей Самый Спаситель, уча, как творить волю Отца Своего, учил и молитве, и даже дал образец молитвы: «Отче наш» и проч. На это Он Сам, сотворивший все возможные добрые дела, упражнялся в молитве, как, например, некогда «бе об нощь в молитве Божией» (Лк. 6, 12) (29:231-232).
И что еще важно: время молитвы не ограничено — можно молиться сколько душе угодно — «от молитвы не сделается человек больным, а может сие случиться от скорби, соединенной с нетерпеливостью» (21:51).
Святитель обращает внимание на сам образ молитвы. Прежде всего, «надобно стараться быть в молитве постоянну и непоколебиму нечаянностями; но также надобно в ней быть тиху и смиренну, и не давать дерзновения воображению» (21:40).
Подлинное сокровище — внутренняя молитва. — Она «есть сокровище, сокровенное на селе, для приобретения которого можно и надобно продать все невнутреннее, то есть оставить все, что развлекает и препятствует углублению в основание души и вступлению в благодатное общение с Богом» (29:352—353).
Можно молиться своими словами — «в простоте верующий иногда нестройными словами молится лучше разумевающего, чему есть пример в сказаниях Отцев» (23:81).
Правильность молитвы не во множестве слов, а в образе их произношения. «Лучше не число молитв и чтений умножать, а стараться немногое читаемое читать неспешно, углублять внимание и, так сказать, давать себе время в покое вкушать дух и силу того, что читаем» (29:220—221). Нет возможности исполнить молитвенное правило — «мысленно и сердечно взывайте к Господу, и также на память произносите псалмы и молитвы, которые знаете. Сердца требует Господь» (21:76).
Для немощного разрешается молиться сидя. Такому христианину можно даже и «в церкви поставить» кресло (21:75).
Содержание частной — вне храма молитвы так же разнообразно как и в храме.
Возносят молитвы:
— «Как бы правым путем дойти до нашего предела, и благонадежно переступить чрез трудный праг, на степень восходящую, а не низходящую» (4:646).
— Благодарят Бога «за то, что дарует» (9:78). «Если даются слезы — надобно благодарить благоутробного Бога, и пользоваться ими для очищения души. Но как ничего не должно быть чрезмерно, то и слезам иногда надобно поставлять предел, чрез обращение ума к другому доброму занятию» (23:15).
— Просят помощи Божией (23:27), просят наставить «на истинное и полезное» (10:73), и если помощь не дается скоро — «не надобно унывать, но продолжать ударять в двери милосердия, а с тем вместе и самому подвизаться должно, чтобы удерживать неблагоприятные движения сердца и воли» (23:27—28).
— Молятся о единодушии и мире (8:339).
— Ходатайствуют за неумиротворенных. — «Догадка Ваша, — пишет Святитель архимандриту Антонию, — что происходящее в училищной башне происходит от какой-нибудь отшедшей неумиротворенной души, по моему мнению, удобоприемлема. Кажется, это и не одна душа. Та темнее, которая стучала по ночам железными сапогами: и, потому после присутствия святыни, ей сделалось недоступно посещенное святыней место. Для другой оно осталось доступным, и притом днем, как менее чуждой света. Доброе дело совершить еще водоосвящение и панихиду» (10:13—14). И еще: «Секретарю Академии стало представляться ночью, что Нестор знакомыми ему шагами ходит по его комнате. После нескольких бессонных ночей, секретарь открылся о сем ректору. Ректор наведался, не заботился ли о чем Нестор перед смертью, и узнав, что он был должен небольшой суммой денег, и умер, не уплатив долга, велел заплатить долг и совершить панихиду по Нестору — и секретарь почивал после сего спокойно» (10:14). Можно вспомнить здесь и рассказ Святителя о некоем святом, который, «случайно вспомнив о добродетелях языческого императора, молился о нем, и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтоб он не приносил таких дерзновенных молитв» (7:171—172).
Приятно молиться за те добрые души, «о которых знаешь, что они зрят к Творцу и в Нем сближаются с нами, и Он один ведает, кто из двух более благотворит другому, молящийся, или просящий молитвы» (4:273).
Хорошо, когда частная или келейная молитва совершается в полной тайне. «Без нужды не должно говорить о своих духовных упражнениях; но гордиться есть ли чем, хотя и скажем о наших упражнениях? Спаситель в саду Гефсиманском молился до кровавого пота: вот молитва напряженная! Молясь на Фаворе, Он просветился даже до одежды: вот молитва благодатно действенная!» (29:225).
* * *

Святитель радуется, что многими возносится много молитв, призывает не ослабевать в подвиге, «оградясь молитвой и терпением» (8:36,96), и паки просит братию Свято-Троицкой Обители припасть к Преподобному Сергию, да умилосердится Господь (7:271).
«Житие же Ваше да продолжится еще, чтобы Вы помогали молитвой и примером нам, борющимся с молвой и волнением дня» (2:94). 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...