Миллион на швабре

logo


Никто в нашей стране 15 лет назад и не слышал такого слова, как клининг (от англ. clean — «чистый»), хотя на Западе этот бизнес существует уже давно.

Сегодня компании, предоставляющие клининговые услуги на отечественном рынке, уже не редкость. Именно их специалисты поддерживают чистоту в домах, офисах, торговых центрах. Более того, многим удалось заработать свой первый миллион на швабре — так обычно в шутку говорят о людях, которые создавали в России этот бизнес с нуля. Так выгоден ли клининговый бизнес сегодня? Попробуем разобраться.

 

Удержаться в нише

Сложнее всего удержаться в нише

Открыть в наше время собственную фирму, специализирующуюся на клининговых услугах, нетрудно. Гораздо сложнее удержаться на рынке, поскольку конкуренция высока, а свободных ниш не так много. Сегодня существуют уже и признанные лидеры. Однако значительная доля рынка, по словам специалистов, распределена между небольшими фирмами, которых в столице огромное количество.

«Многие из них пришли из смежных отраслей бизнеса, — поясняет Наталья Ветлугина, руководитель аналитической службы компании «Новый город». — Например, изначально фирма поставляла швабры, а затем решила заняться еще и клинингом. Пионером в этой отрасли можно назвать компанию «БФТ-Диана», которая начинала с химчистки, а клининговые услуги стали одним из направлений дальнейшей диверсификации ее бизнеса».

Процесс активизации клининговой сферы в нашей стране начался после того, как в Россию пришли международные фирмы с иными стандартами ведения бизнеса.

«Уровень требований к внешнему виду и состоянию офисных, складских, торговых, жилых помещений стал настолько высоким, что превратил уборку помещений в самостоятельный бизнес», — рассказывает Максим Лесниченко, коммерческий директор компании Sodexo.  

Таким образом, за 15 лет существования российский рынок клининга прошел достаточно большой путь. Первое время бизнесмены усиленно перенимали опыт у западных коллег, отправляли сотрудников осваивать новые технологии и методы работы за границу. Затем знания реализовывали на практике, адаптировали полученный опыт к российским реалиям.

«Со временем появились отечественные фирмы, выпускающие чистящие средства и разрабатывающие уборочные технологии, — говорит Марина Галактионова, генеральный директор компании «М-Менеджмент». — Таким новатором является «Тайгета». Кроме того, существует ряд игроков рынка («Мастер» и «Ассоциация Русских Уборочных Компаний»), имеющих собственные учебные центры, в которых преподаватели знакомят слушателей с новейшими разработками в данной отрасли».  

Сегодня можно говорить о том, что этот сегмент рынка развит достаточно хорошо. К тому же наличие большого числа игроков усиливает конкуренцию, тем самым заставляя их все больше и больше заботиться об уровне предоставляемых услуг. Поэтому для клиента выбор именно той фирмы, которая устроит его и по составу, и по качеству, и по цене, не представляет проблемы. Что касается оборота клининговых компаний, то он напрямую зависит от площади помещений, предназначенных для уборки, их проходимости, насыщенности объектами. Но большой доход здесь получить невозможно, уверяют специалисты, потому что рынок перенасыщен.  

Чужакам — не место

wpid-million_5

Крупные компании заполучить сложнее

Типичный клиент клининговых компаний — это небольшие фирмы. Дело в том, что крупные компании стараются создать в своей структуре собственное подразделение для выполнения подобных работ. И делают это не случайно.

«Для сегмента коммерческой недвижимости вообще характерна боязнь чужаков», — рассказывает Дмитрий Рощин, руководитель департамента инвестиций и оценки корпорации «Рескор». — В каждом постороннем человеке мерещится потенциальный представитель рейдерской организации или контролирующий государственный орган. Поэтому все работы на объекте стараются доверить своим людям, проверенным».

Но, оказывается, есть и другая причина.

«Попытки передать работу субподрядчикам иногда приводят к печальным последствиям, — поясняет Дмитрий Рощин. — Специалисты этих организаций сначала приходят в скромной рабочей робе со швабрами в руках, потом исподволь начинают — вполне в стиле ксендзов Кушаковского и Морошека из «Золотого теленка» — «охмурять» собственника помещения. Проходит месяц-другой — и скромные трудящиеся уже привели на объект дружественную фирму по инженерно-техническому обслуживанию, потом охранную. А управляющий, который опрометчиво их пригласил, оказывается не у дел». 

Считается, что аутсорсингом пользуются только небольшие фирмы, потому что иметь собственный штат уборщиц и дворников для них слишком дорого. Но на самом деле и некоторым крупным игрокам рынка экономически невыгодно содержать таких работников. Создавать собственную клининговую компанию для девелопера рентабельно только в том случае, если имеется два или три готовых объекта, считают специалисты ГК «Пересвет-Групп». В остальных случаях происходит работа с внешними фирмами по договорам, хотя возможно и предоставление разовых услуг.

Это подтверждает и Андрей Синявин, руководитель отдела консультаций компании Sawatzky.

«Привлечение сторонней профессиональной клининговой структуры имеет классическое достоинство аутсорсинга — уменьшение накладных расходов, связанных с содержанием штата уборщиков и дворников, — отмечает он. — Заказчику не нужно заботиться о приобретении и содержании дорогостоящего уборочного инвентаря, большого количества разнообразных расходных материалов и чистящих средств.

Кроме того, это удобно, поскольку отпадает вопрос подбора клининговых кадров, их замены в случае болезни, отпуска или увольнения. А контроль за качеством уборки осуществляют люди, знающие стандарты и требования, предъявляемые к чистоте».  

Чаще всего за «чистыми» услугами обращаются компании, которые занимаются управлением и (или) эксплуатацией недвижимости. Клиентами могут стать арендаторы или собственники офисных площадей, зарубежные представительства, открывающие свои офисы в столице, банки, крупные торговые и бизнес-центры.  

Чего изволите?

wpid-million_4

Мойка окон и фасадов

Услуги в сфере клининга включают уборку жилых, офисных, производственных и складских помещений, мойку окон, чистку крыш и фасадов, вывоз мусора, снега с прилегающей территории, выполнение работ по ландшафтному дизайну. Это может быть глубокая чистка ковровых покрытий, мрамора и других поверхностей специальными средствами и так далее.

«Провайдеры изначально разделились на две категории: первая — те компании, которые оказывают только услуги клининга (разовые или на постоянной основе), вторая — те, кто предоставляет дополнительно еще целый спектр услуг в рамках комплексной эксплуатации здания (инжиниринговый сервис, уборка и озеленение прилегающей территории, организация питания сотрудников и др.)», — объясняет Максим Лесниченко.

Площадь уборки может варьироваться от сотен до десятков или даже сотен тысяч квадратных метров. Сложность работы зависит от отделки. Например, тяжело работать с пробковыми покрытиями и другими натуральными материалами, так как к ним трудно подобрать чистящие средства. Непростая задача — мойка панорамных остеклений. Трудно поддается очистке от солевого осадка кирпич. Кроме того, сложности возникают при мойке фасадов и вывесок на высоте двух и более метров.

Как правило, компании заключают договор на год. В нем детально прописывают объем и периодичность услуг. На долгосрочное обслуживание или уборку больших площадей предоставляют скидки. Соответственно, небольшие по объему работы будут дороже так же, как и разовые, к примеру полировка гранитных полов, восстановление газонов, замена электрических ламп в светильниках атриумов.

Что касается цен, то, например, чистка покрытия стоит 40–60 руб./кв. м, наведение порядка во внутренних помещениях (места общего пользования, офисы и парковка) — 130–150 руб./кв. м, мойка витрин — 55 руб./кв. м, уборка прилегающей территории зимой — 100 руб/кв. м, летом — 80 руб./кв. м.  

Чистое постоянство

wpid-million_3

 Иногда качество и постоянство важнее стоимости

В клининговых компаниях создают благоприятные условия для работы сотрудников. Это прежде всего гибкий график, возможность сменной и почасовой работы, взаимозаменяемость на время отпуска. Хозяева помещений предоставляют для персонала специальные комнаты для хранения чистящих средств и отдельно для моющих машин. Но и в этом сегменте рынка наблюдается текучка кадров.

Компании, которые заказывают «чистый» сервис, обычно рассчитывают на долгосрочные отношения со своим поставщиком услуг.

«Об этом свидетельствует тот факт, что крупные девелоперы, например начинавшие свою деятельность на московском рынке, привлекают к региональным проектам те сервисные организации, услугами которых они пользовались ранее, — говорит Максим Лесниченко. — Это касается высококлассных офисных зданий, крупных торговых и складских комплексов. Иногда, правда, компании-клиенты меняют поставщика услуг. Обычно это связано с желанием добиться высокого качества выполнения работ, которое гарантируют крупные российские или международные фирмы. Стоимость в этом случае не играет для девелоперов большой роли».

 


Контекстная справка

[1]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[2]Недвижимость и строительство в Сергиево-Посадском районе
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих на рынке недвижимости и строительства Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[3]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.