Депутаты Государственной Думы поддержали в третьем чтении законопроект, гарантирующий индивидуальные парковочные места для граждан с инвалидностью
Ирина Громова — водитель со стажем. Машина для этой семьи не роскошь, а жизненная необходимость. Миша, её двадцатилетний сын, не может передвигаться самостоятельно. «Несмотря на это, мы стараемся вести полноценный образ жизни: посещаем различные занятия, гуляем, ходим в гости, посещаем врачей. Миша передвигается исключительно в коляске, поэтому автомобиль нас очень выручает», — говорит она. Одна беда — с парковкой.
Во дворе дома № 236 по проспекту Красной Армии найти свободное местечко для машины сложно, а по вечерам практически невозможно. Здесь же оставляют свои авто жители домов №№ 238 и 240. При этом мест для инвалидов всего четыре. Катастрофически мало, учитывая размеры многоэтажек.
«У нас огромные, многоподъездные дома. Понятно, что парковочных мест для людей с ограниченными возможностями здесь нужно много больше. Их не всегда хватает. Место, на котором нам удобно парковаться, расположено недалеко от нашего подъезда, но его нередко занимают другие жители. В результате нам приходится оставлять машину дальше, где есть ещё одна площадка со знаком «Инвалид». И порядка 400 метров я вынуждена фактически нести сына и коляску на себе. Расстояние невелико и для здорового человека преодолеть его не проблема, а для нас с Мишей — настоящее испытание, в особенности зимой», — говорит Ирина.
Закон и прежде гарантировал лицам с ограниченными возможностями здоровья парковку. Например, на стоянках возле торговых центров и любых учреждений 10 % машиномест должны быть оборудованы специальными знаками. И автомобили, которые на них оставляют, — тоже. Если знака нет, а информации о транспортном средстве нет в едином федеральном реестре, владельцу грозит штраф и эвакуация на спецстоянку. Вроде многие уже привыкли к этим правилам. Но мало кто знает, что и на придомовых территориях порядок такой же.
Если двор многоэтажки является общедомовым имуществом, жильцы вправе провести общее собрание и решить, в каком объёме и где именно будут оборудованы места для инвалидов. Собственники же могут дать добро на установку блокирующего элемента на парковочном участке, а также на нанесение именной маркировки. Но такие прецеденты в условиях тотальной нехватки парковок — большая редкость.
В случае, если территория возле многоквартирного дома не является собственностью жильцов, для получения разрешения на обустройство парковки для людей с инвалидностью следует обращаться в администрацию округа. Если домом управляет ТСЖ, то решить вопрос с местами для инвалидов может само товарищество. Правда, при условии, что во дворе уже организована парковка — а похвастаться наличием благоустроенной стоянки преимущественно могут только всё те же новостройки. В большей части округа жители паркуются хаотично — где есть место, там и ставят свой автомобиль. Главное, чтобы другим проехать не мешал.
«Именная» парковка
История Ирины и Миши не уникальна. По словам представителя уполномоченного по правам человека Татьяны Накоряковой, чаще со схожими проблемами в приёмную обращаются жители новостроек — инвалиды буквально делят между собой предусмотренные для них места. «Закон предписывает, что 10 % парковочных мест должно быть отведено для водителей или пассажиров с инвалидностью — это минимум.
Если этого недостаточно, то принять решение о дополнительных парковках могут сами собственники, утвердив его на общем собрании. Рассчитать нужное количество мест можно исходя из того, сколько таких граждан проживает в доме. К сожалению, это редко когда учитывается», — говорит правозащитник.
Так что же нам предлагают в новом законопроекте парламентарии? Напомним, что 23 марта Госдума приняла закон о «гаражной амнистии», в котором закреплены права граждан с инвалидностью: муниципалитеты смогут в упрощённом порядке выделять индивидуальное парковочное место каждому конкретному инвалиду. Этот участок фактически будет «именным», то есть его никто больше не сможет занимать. Главное условие — он должен находиться на муниципальной или государственной земле.
Законопроект также предписывает, что стоянка должна располагаться максимально близко к подъезду. Скорее всего, разрабатывая документ, парламентарии опирались на европейский опыт — там у каждого инвалида имеется подобная преференция. И неважно, есть у него авто в собственности или нет. И штрафы за незаконную парковку для не-инвалидов там космические — от 250 евро.
Добавим также, что законопроект, если он будет принят, предлагает предоставлять социально незащищённым категориям граждан во временное пользование муниципальную и государственную землю под некапитальные строения, например ракушки. Закон вступит в силу 1 сентября, если его одобрит Совет Федерации и подпишет президент.
10 % парковочных мест во дворах многоквартирных домов, у торговых центров и любых учреждений должны быть отмечены знаком «Инвалид».
Евгения Николаева
Сергей ПАХОМОВ, комментарий первого заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:
— На минувшей неделе Госдума приняла в третьем чтении законопроект о гаражной амнистии, который поможет миллионам россиян оформить в собственность гаражи и земельные участки под ними. Итоговый документ имеет важные отличия от первоначального проекта. Перед тем как принять этот законопроект, была долгая дискуссия с представителями правительства, администрации президента РФ, сотрудниками Росреестра, по итогам которой удалось договориться, что даже если гаражи не являются объектами капитального строительства, то всё равно на них амнистия распространяется: этот участок будет оформляться в собственность. Другими словами, если гараж размещён на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то эти участки предоставляются гражданам специальным механизмом гаражной амнистии. Важно, чтобы сам гараж был возведён до введения в действие Градостроительного Кодекса, то есть до 30 декабря 2004 года. Гаражная амнистия, которая будет действовать с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года, устранит важный правовой пробел и защитит законом имущество россиян. После упрощённого оформления люди смогут ими распорядиться по своему усмотрению — продать или передать по наследству. Именно вопрос наследования был одним из самых спорных: что делать с гаражом, который был построен или приобретён тем человеком, который уже умер, как передать его наследникам? В этих случаях, даже когда право пользования перешло по наследству, гаражная амнистия все равно распространяется. Эта норма специально прописана в законе. Чтобы доказать своё право на гараж, собирать большое количество документов не потребуется. Нужен только один документ — заявление, к которому подаются документы, подтверждающие правомерное использование гаража и земли под ним. Кроме того, закон гарантирует право инвалидов на внеочередное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей и на бесплатное использование таких участков для стоянки технических или других средств передвижения вблизи их места жительства.
Источник: Газета Вперёд