«Благородная роскошь деревянной текстуры, филигранный кружевной орнамент, чернёное серебро басмы и тактичное вкрапление сусального золота» – так об одной из своих работ пишут художники мастерской «Благое дело», подобное можно сказать обо всех их работах.
Иконостасы и другие элементы церковного убранства, созданные в мастерской, размещены в храмах по всей России. Родоначальником и идейным вдохновителем дела был Андрей Фехнер. В 90-е годы он объединил выпускников Абрамцевского училища. Андрей Фехнер прожил недолгую жизнь, но дело, которому он её посвятил, продолжается.
Всё начинается с эскиза.
Начинаешь вживаться в ситуацию, приходят идеи, начинаешь их набрасывать на листочках бумаги, дома, после работы. Процесс необъяснимый. Всегда разный. Иногда сразу идёт орнамент, его потом только на кальку перевести, и в дело. А бывает, долго рождается, – Владимир Бекетов, художник мастерской «Благое дело»
В расчёт берётся архитектура храма, уже имеющиеся там элементы убранства и, конечно, традиции.
В православии есть каноны в украшении храмов. Мы придерживаемся этих канонов русского стиля, неорусского, древнерусского, византийского стилей. Но мы их стараемся переработать, выполнить в современном прочтении, – Владимир Юшин, руководитель мастерской «Благое дело»
Современные станки служат для реализации творческого замысла. Они позволяют быстро и точно выполнить задумку художника. Но хватает и ручной работы.
Выкрашивание фонов и золочение на поимент, на мардан или на молочко, как в данном случае, даёт разный декоративный эффект и используется в зависимости от задачи, поставленной художником. Используют в работе и басму – один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц. В дело идут латунь, мельхиор, серебро.
Басма появилась ещё в Древней Руси. Я ходил на выставку в Третьяковке, посвящённую басме и старинному зодчеству, – Сергей Орлов, мастер по металлу
Наследие абрамцевских мастерских – тоже источник вдохновения. Знаменитые шкафы-аптечки, творчески переработанные художником Татьяной Кореляковой, и другие предметы светского интерьера – тоже в работе.
Мы хотим провести нить между прошлым и будущим. Дать современное прочтение абрамцевского неорусского стиля, который здесь зародился ещё до революции, – Владимир Юшин
Вот такие старинные технологии на новый лад применяются в мастерской «Благое дело». Заготовки для реализации очередного художественного замысла уже готовы.
Автор: Оксана Мирошникова
Оператор: Кирилл Емельянов
Источник: ТВР24