Яркие, хрупкие, самобытные изделия из фарфора и дерева, созданные столетие назад, находятся в экспозиции отдела художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево». В основе – художественная жизнь Хотькова конца XIX – начала XX веков.
Вот работы абрамцевской мастерской, которую создала Елизавета Мамонтова. Ежегодно туда брали на обучение по 5-6 мальчишек, так что спустя время в деревнях близ Хотькова выпускники стали организовывать свои мастерские по производству мебели и миниатюрных предметов интерьера.
А это фарфор – с фабрики Алексея Попова. Он сначала торговал фарфором, а в 1811 году наладил собственное производство в Хотькове.
«Когда она открылась, у него было 280 рабочих. Это крупная фабрика, под стать Императорской фарфоровой мануфактуре», – Александра Грушко, заведующая отделом художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево»
На фабрике начинал работать и Сергей Дунаев, который впоследствии открыл собственное дело. Его фабрика не была столь большой, как у Попова, и выполняла больше индивидуальных заказов.
«Много работали в стиле модерн. Основой его стало понимание национального искусства и любование им. Отсюда такие формы», – Александра Грушко, заведующая отделом художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево»
Почти все работы Дунаевской фабрики, представленные в экспозиции, прошли через руки реставратора Анны Воробьёвой.
«Очистка от загрязнений, склеивание – подготовка к экспонированию. Вот эту скульптуру уже реставрировали 40 лет назад, но со временем изменился цвет восполнений по сравнению с материалом вещи – глазурью», – Анна Воробьёва, реставратор музея-заповедника «Абрамцево»
Вопрос о реставрации был вынесен на реставрационный совет, где приняли решение о поновлении реставрационных восполнений. Мастер сначала удаляет следы предыдущей реставрации и начинает работать.
За спиной мастера уникальный по нескольким причинам экспонат.
«Это модель к скульптуре Александры Саввишны Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича. Выполнена в 1900 году самим Саввой Ивановичем. Даже сохранилась фотография, где он стоит в мастерской, а рядом на станке – эта модель. Удивительным образом модель выжила. После отливки модели обычно уничтожаются. Это большая редкость», – Анна Воробьёва, реставратор музея-заповедника «Абрамцево»
Отчасти уникальной была и технология реставрации. С её разработкой помогли специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра.
«У неё были две ключевые утраты – это кончик носа и локон волос. Их я восполнила по имеющейся гипсовой скульптуре», –. Анна Воробьёва, реставратор музея-заповедника «Абрамцево»
Скорее всего, эта модель займёт своё место в экспозиции кабинета Саввы Мамонтова в Абрамцеве, а в мастерской реставратора Анны Воробьёвой появятся предметы, которым суждено попасть в экспозицию отдела художественных ремёсел. Здесь готовятся продолжить рассказ о художественной жизни Хотькова на рубеже XIX-XX веков.
Автор: Оксана Мирошникова
Оператор: Кирилл Емельянов
Источник: ТВР24