Марсианин из Абрамцева

logo
 Марсианин из Абрамцева

Рядом с нами много лет жил знаменитый писатель-фантаст Александр Казанцев

Летом 1961 года на экраны страны вышел фильм «Планета бурь» по мотивам научно-фантастического романа писателя-фантаста Александра Казанцева. Космическая экспедиция, в которой пересекаются пути советских космонавтов и американских астронавтов, экзотические инопланетные пейзажи, динозавры и птеродактили, руины непонятного города непонятной цивилизации, бормочущий про мировое правительство робот (а под его бронёй — знаменитый советский борец Борис Прудковский).

Один из главных героев, советский учёный-профессор Богатырёв, предлагает оригинальную версию происхождения разумных обитателей Земли. Люди — наследники некогда залетевших на планету представителей инопланетных цивилизаций! Просто однажды они одичали… Это концепция самого Александра Петровича Казанцева, советского фантаста, замахнувшегося на теорию Дарвина. Хорошо, скажет читатель. А нам-то, жителям Сергиева Посада, какое до этого дело?

А дело, друзья, очень даже прямое. Потому что произведения писателя, созданные с 1960 по 1983 год, имеют чёткую географическую привязку к посёлку Абрамцево, где у Казанцева была дача.

 Марсианин из Абрамцева

«Для него наступила летняя рабочая страда. Вместе с семьёй он жил в Абрамцеве на даче. Он пристроился с пишущей машинкой под жасминовым кустом. Рукопись выглядела узенькой тетрадкой, с которой он пробирался по берегу живописной речушки Вори, что“не река, а горе”: вода в ней, как из родника, холодная. (…) Перейдя её по железнодорожной насыпи, Званцев шёл высоким тенистым абрамцевским берегом до плотины пруда в парке аксаковской усадьбы. Там под сенью вековых деревьев занимался он своей рукописью, правя главы о трагической любви космических Ромео и Джульетты, разделённых уже не родовой ненавистью Монтекки и Капулетти, а межконтинентальным конфликтом раздираемых “безумием разума” обитателей обречённой Фаэны. (…) Совсем в других условиях складывалась судьба героев Званцева, но атмосфера абрамцевской усадьбы накладывала свой неизгладимый отпечаток, давала простор фантазии и лиризму».

 Марсианин из Абрамцева

Это отрывок из автобиографического романа Александра Казанцева «Мёртвая зыбь». В нём рождается роман «Фаэты» о трагической гибели планеты Фаэтон, находившейся, по расчётам астрономов, между Марсом и Юпитером. Спасаются юноша и девушка, Мада и Аве. Прочтём наоборот и получим — Адам и Ева. Главлиты не заметили. А друзья-физики обратили внимание!

***

Чистым шестидесятником Казанцева не назовёшь. Родился в 1906 году в Акмолинске (советская Алма-Ата), долго работал на оборонке, занимал ответственные посты. В литературе дебютировал в 1936 году, заняв первое место на конкурсе киносценариев с сюжетом фантастического фильма «Аренида», написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро. В послевоенные годы занимался немецкой техникой, поступавшей СССР в качестве репараций.

После войны Казанцев много пишет об освоении советского Севера, создаёт романы, посвящённые покорению космоса. Как правило, они идейно выдержаны. Иногда героями романов становятся Нострадамус, Сирано де Бержерак, Пьер де Ферма. Александр Петрович яростно отстаивал теорию «экспорта жизни», всюду искал следы космических пришельцев, начиная со странных рисунков в Сахаре и кончая тайной Тунгусского метеорита, который, по мнению писателя, был разбившимся кораблём инопланетян. Вчерашний технарь, он находил в древних текстах описание высоких технологий и применения инопланетянами ядерного оружия — индийском эпосе «Махабхарата» или в откровении от Иоанна (Апокалипсисе). Кстати, именно через Казанцева многие представители поколения 1960-х годов обратились, сначала из чистого любопытства, к Священному Писанию…

***

Среди персонажей романа «Мёртвая зыбь» возникают образы соседей по абрамцевской даче. Например, Антонио  Марсианин из Абрамцева

Спадавеккиа. Кто сейчас помнит этого некогда знаменитого композитора? Советский итальянец, внук гарибальдийца, оставил большое музыкальное наследие: музыку к кинофильмам, оперы, в том числе одну из первых отечественных моноопер «Письмо незнакомки» по новелле Стефана Цвейга.

Читаем у Казанцева: «Весной Званцев переехал в чудесное подмосковное местечко Абрамцево, где снял дачу, оказавшуюся неподалёку от дачи Антонио Спадавеккиа… Здесь, в Абрамцеве, они задумали и совместно создали три одноактных оперы, посвящённых космической теме. При исполнении одной из них в День космонавтики в Кремлёвском Дворце съездов Антонио познакомил Сашу с первой космонавткой Земли Валентиной Терешковой».

Абрамцево оставило в жизни итальянского композитора не только творческие воспоминания. Дачная жизнь свела его с соседкой по даче, которая потом стала его женой.

***

Александр Казанцев не раз приводил своих героев в любимое Абрамцево. В одном из последних произведений фантастического жанра, трилогии «Тайна нуля» — «Донкихоты Вселенной» — «Спустя тысячелетие» речь идёт о «светлом завтра», где люди перемещаются на «взлетолётах» и ищут возможность встретить своих близких через тысячелетия полёта в иные галактики: «Прилетев на дачу в Абрамцево, Надя узнала две новости: дедушка заболел (сказалось-таки заседание Звёздного комитета!)… И второе: Никита вместе с командиром звездолёта Бережным — в космосе…»

Интересны ли нам сейчас книги Александра Казанцева? Ведь будущее оказалось далеко не таким, каким он видел его. Но Жюль Верн и Герберт Уэллс тоже не были пророками. А мы по-прежнему их читаем.

 

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[2]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...