Любовь — венец жизни христианской

logo

Святитель Феофан Затворник

Законник некий приступил ко Госпо­ду и спросил Его: как наследовать живот вечный? Законник, то есть человек, изу­чающий данный Богом закон и почиваю­щий на нем, и сам бы должен был знать об этом; потому-то Господь и спросил его: да как об этом написано в законе, прочи­тай-ка. Законник прочитал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя (Лк. 10, 27). Тогда Господь сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и 6удешь жить, подтвердил то есть ответ его и удостоверил, что о другом пути к вечному животу и спасению и спрашивать нечего: его нет и быть не может. Люби Бoгa и ближнего — вот и все!

Любовь — венец жизни христианской

Святитель Феофан Затворник

Какой краткий катихизис! Какое не­сложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего, даже меньше — одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога. Зачем же, скажут, такая сложность дел и от лица Божия, и от людей? Зачем эти уставы, ос­вящения, Таинства, эта немалая система учений? Зачем эти тесные врата и узкий путь? Зачем подвиги, которыми подвиза­ются внити в узкие врата, и всеоружия, которые должны восприять идущие в живот, эти посты, бдения, молитвы и прочее? Затем, чтоб возвести нас к любви. Любовь есть свет и плод в духовной спасительной нашей жизни. Много труда, много подвигов надо иметь, чтоб принести этот плод. Как в дереве плоду предшествует цвет, цвету — лист и ветви, ветви — ствол, стволу — корень, корню — семя, и сколь­ко пройдет времени, пока из семени произрастет древо и древо даст плод, так и в духовной жизни: сначала на землю серд­ца падает семя спасительного слова, из этого семени выходит росток с листьями и ветвями, потом образуется древо, древо дает плод, а плод этот есть любовь. Она извлекается из целого состава спаситель­ных дел и трудов и потом все собою оду­шевляет и исполняет.

Любовь в своем истинном виде есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, приснодвижущееся и радостотворное расположение, не как гость, на время посещающий нашу душу, но расположение постоянное, твердое, глу­боко укорененное, существенно неотъем­лемое, как, например, дыхание или биение сердца. В ком внедрено это чувство, или эта сила, тот блаженствует в себе глубо­ким, невозмутимым блаженством. Пусть он и в постоянном труде, но ни труда, ни скорбей, ни препятствий не видит и не ощущает, ибо самые трудности в путях любви не умаляют, а возвышают любовь, как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламя огня.

Да, любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не нахо­дишь его там, видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни. Отчего же? Оттого что сердце все заросло злыми дре­нами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви. Любовь ми­лосердствует: как же она будет в сердце, когда там качествует окамененное рав­нодушие к страданиям других? Любовь не завидует: как же она будет в сердце, когда там живет завистность? Любовь не превозносится и не гордится: как же она будет в сердце, когда там властвуют гор­дость и тщеславие? Любовь не ищет сво­его (1 Кор. 13, 5): как же она будет в сердце, в котором исходное начало дея­тельности — самолюбие? Любовь не бес­чинствует: как же она будет в сердце, полном страстей бесчиния? Любовь не радуется о неправде: как же она будет в сердце, склонном к злоречию, пересудам и клеветам? Искорените прежде эти злые древа страстей, и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее и цвет, и плод любви. Но только начните искоренять страсти, и вы неизбежно всту­пите в путь тесный и прискорбный, встре­титесь с необходимостью облекаться во всеоружие подвигов и лишений, должны будете проходить все освятительные, ис­правительные и руководительные зако­ноположения Церкви Божией, то есть, прежде чем вступите в единство любви, должны будете подъять многие труды и обращать силы свои на многие занятия, пройти как бы лес, чтобы вступить в от­радную, усеянную цветами поляну люб­ви.

Очевидно, что путь к этому не близок и не легок. Потому, слушая разглагольст­вие новейших филантропов, не поддавай­тесь легкомысленно обольстительному кличу: «Все, дескать, прочь! Довольно од­ной любви!» Подождите отбрасывать все прочь. Прежде пройдите терпеливо все предлагаемое вам правилами благочес­тивой жизни во Святой Церкви, все, от мала до велика, чрез это только достиг­нете истинной любви. Когда же любовь истинная придет, то сама научит вас, что сделать со всем тем, что считает ненужным незрелая и неопытная филантропия. Если б слово наше к себе самим был так сильно, что стоило бы только сказать: буду отселе любить Бога и ближних — и любовь тотчас воцарилась бы в нашем сердце, было бы хорошо, а то на деле бывает большей частью совсем иначе. Мысль и язык говорят: буду любить, а сердце идет наперекор этим словам и помышлениям, и когда представляются дела любви, оно отказывается от них даже в минуты увлечения филантропически­ми идеями. Отчего это? Оттого что серд­це такое закалено эгоизмом, гордостью, чувственностью, корыстью, которых не прогонишь одними новомодными фраза­ми. Потому-то апостол, когда пишет о любви, говорит: преуспевай в… любви (1 Тим. 6, 11), то есть усиленно стреми­тесь к любви, или: облекитесь в любовь I (Кол. 3, 14) — употребите то есть напря­женный труд к приобретению ее и молитесь, чтобы Бог даровал вам дух любви, потому что любовь от Бога (1 Ин. 4, 7), изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5, 5), а дар Духа надо заслужить и привлечь: одними словами этого не достигнешь.

Духовная библиотека. Свет любви Господней. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. Москва 2009



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *