Больше других в ласке нуждаются дети — прежде всего, родителей, а затем и воспитателей, учителей. — Святитель, по долгу попечителя о детских учреждениях, по преимуществу говорит о последних.
На вопрос: «Как воспитывать детей?» — дается ответ: «Молись и делай, что подскажет благоразумие. Только не огорчайся, не раздражайся. Гневом ласковыми не сделаешь и нелюбовью любовь не привлечешь. Сразу всего не исправишь: нужно ученье и терпенье» (294).
При воспитании детей не следует отрывать их от своей среды. «Нужно их приучать к чистоте, опрятности; но не к щегольству и чванству. Приучать ко всякому полезному занятию простого сельского быта, но не к бесполезным вышиваниям узоров; приучать к черной работе, не сокрушаясь о том, что замарают руки в грязи, но и к грязи не приучать, а к чистоплотности: замараешься, поскорее вымойся. Нужно приучать к искреннему благочестию, к церковности, к скромности, почтительности. Нужно приучать к оседлому быту, но чтобы они не пренебрегали и юртой кочевников. Не нужно их слишком нежить и холить, имея в виду, что в будущем им, быть может, придется терпеть и горе, и нужду» (284).
Не желательны раздражение или волнение. Если же они встанут, то в эти минуты «не нужно делать выговоров и взысканий, как я уже не раз говорил тебе, ибо это вызовет в других раздражение и слова, и поступки, которые могут произвести на тебя большее огорчение. Дай время пройти своему гневу и потом делай, что скажет тебе разум» (337). Тем более в эти минуты недопустимо наказание как исправительная мера. «Лучше предупреждать вину, чем наказывать. Наказания, часто повторяемые, тем более грубые, с раздражением налагаемые, не исправляют, часто вредят не только наказуемому, но и наказующему… Более всего старайся вложить в детей страх Божий» (287). «Помнить нужно, что миссионерские школы — по преимуществу воспитательные школы; школа без церковности у нас не годится. Если бы кто стал у нас заводить таковую, то мы всеми силами стали бы противиться этому и не стали бы терпеть тех, кто стал бы словом или примером внушать учащимся, что ныне церковность не в моде» (327).
Выпалывая, с Божией помощью, сорняки и сея «добрые семена… воспитателям, как детей, так и взрослых, должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностию никого не исправишь. Что же делать, когда, например, капризный ребенок ревет и не хочет слушаться? Советую: оставь его, пусть ревет, пока не перестанет; но все-таки опять требовать исполнить то, что приказано. Спокойно внушить, что его не перестанут заставлять делать то, что ему велено; что капризом она, девочка, сама себя накажет, что вынудит старших лишить ее обеда или ужина с другими и будет питаема одним хлебом и водою дотоле, пока не исполнит послушания… Можно употреблять в отношении непокорных не одни убеждения, но строгие меры, но только чтобы видно было, что таковые меры истекают не из духа раздражения, но по правилам благоразумия, с намерением исправить виновную, а не подвергнуть наказанию только ради наказания» (298—299). — Детям нужна ласка. «Ласка к детям есть вливание в них чувства любви, которая для детского возраста необходима, чтобы не зачерствели сердца их, видя около себя черствость. Не напрасно сказано, что Спаситель обнимает детей» (231).
И паки: «Молись о них; силен Господь дать им сердце новое, для тебя любезное» (300). «Это и есть крест воспитания. Господь и Матерь Божия да помогут тебе во всем» (294).
«Да вразумит Господь и воспитывающих, и воспитываемых» (299).
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
12 февраля в Таиланде, на острове Чанг, состоится состоится великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского
«Пост — время всепрощения»
Память преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия протодиакона, Феоктиста и прочих, в обители святого Саввы убиенных (796)
Рождество в шестой части света
«Упова душа моя на Господа» (из стихиры воскресной службы)