Лавра во время Великой Отечественной войны

logo

Лавра во время Великой Отечественной войны

В конце 1930-х гг. в результате гонений на Православную Церковь коммунистического правительства, одержимого идеологией воинствующего атеизма, почти все духовенство и монашество было репрессировано, все монастыри и духовные школы на территории СССР закрыты.

20 ноября 1937 г. в Загорске был арестован последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов) и с ним еще 14 человек монахов и городского духовенства.

Им предъявили следующее обвинение: «Эта контрреволюционная монархическая группа сохраняла нелегальный монастырь, продолжение бывшей Троице-Сергиевой Лавры, оказывала помощь монахам, вернувшимся из ссылки, и вела контрреволюционную агитацию» (то есть обвиняли в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 и 11 УК РСФСР). Несмотря на преклонный возраст (78 лет), отца Кронида и с ним еще десять осужденных приговорили к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 декабря 1937 г. на подмосковном полигоне Бутово [27, с. 70-86]. В 1938 г. по делу о церковномонархической организации «Тайный монастырь» были осуждены и расстреляны еще семь бывших насельников Лавры [64, с. 15].

Лавра во время Великой Отечественной войны

В Великую Отечественную войну (1941-1945) Русская Церковь с первого дня заняла патриотическую позицию и призвала всех своих чад «на защиту священных границ нашей Родины» [83, с. 13-15]. В ноябре сорок первого начиналась битва за Москву. Это было одним из ключевых событий войны, позволившее переломить её ход и навсегда изменить историю нашего отечества. В те месяцы Загорск считался прифронтовым городом, и жители усердно готовили его к обороне. Все задачи решались на величайшем духовном взлёте, с таким напряжением сил, которое не забудется никогда. В 1941 году Троице-Сергиева лавра реформировалась в серьезный оборонительный рубеж: люди расчищали крепостные стены, освобождали от кирпичных закладок бойницы, а боевые стрельницы на стенах и башнях приспосабливали для ведения огня. По приказу штаба ПВО купол Троицкого собора обтянули холстом, а маковки других церквей закрасили специальной краской. С Лаврской колокольни солдаты денно и нощно наблюдали за вражескими самолетами. Бойцы специальной службы воздушного наблюдения оповещения и связи оперативно сообщали об их появлении в штаб МПВО. В «Красных казармах» (где теперь находятся кельи братии монастыря) в скором времени оборудовали госпиталь. Впереди были годы тяжелейшей войны.  Не осталась в стороне и Московская духовная академия. Еще во время советско-финляндской войны, в начале 1940 года, на её территории, которая находится в стенах Лавры и по сей день, открыли первый военный госпиталь. А уже в 1941 году в этом здании стал функционировать эвакогоспиталь №2894 на 2500 коек. Невозможно было представить тогда обычному советскому человеку, далекому от веры, что крупнейший в Московской области центр, где оказывалась помощь раненым ослабевшим солдатам, находился в самом сердце России. В четырехэтажном здании МДА размещались два хирургических отделения с операционными блоками, четырьмя перевязочными, гипсовальной, также были там и лаборатории, и два рентгенологических кабинета. В Царских чертогах располагалось терапевтическое и неврологическое отделения. Госпиталь был расформирован только 5 января 1946 года.

Лавра во время Великой Отечественной войны

Это были тяжелые годы для нашей страны. И Лавра вновь не осталась в стороне, укрывая в своих стенах больных, измученных солдат. Когда-то в далёком 1919 году её закрыли, позже превратили в музей, но теперь она воспряла, и казалось по-новому заиграли на солнце золотые купола соборов, по-новому смотрели люди на древние своды, с которых молча взирали на них лики святых, и уже не с насмешкой, а с почтением приветствовали горожане священство на улицах Загорска. 

По окончании войны, 20 апреля 1946, в Великую Субботу, в Лавре совершили первую литургию. На Пасхальный крестный ход впервые за много лет зазвонили лаврские колокола. Так начала оживать Троице- Сергиева Лавра, которая вновь обрела статус ставропигиального монастыря. Святейший Патриарх Алексий I, ставший священноархимандритом Лавры, в ответ на сообщение об этом событии писал наместнику архимандриту Гурию: «Христос Воскресе! С чувством глубокого умиления восприняли мы весть о восстановлении богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Радость великого праздника Воскресения Христова усугубляется для нас радостью этого светлого лаврского торжества. Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радостью для всех притекающих к раце мощей Преподобного Сергия». Так началось возрождение духовной жизни в обители. Через 10 лет Троице-Сергиева Лавра будет полностью восстановлена, а Семинария вернется в отчий дом. Так закончится история о той ужасной войне, отголоски которой и по сей день звучат в наших сердцах.

 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *