На этой и наступающей неделе отмечается целая вереница профессиональных праздников: Всемирный день зрения, Всемирный день психического здоровья, Международный день белой трости, Всемирный день анестезиолога. Так получилось, что они связаны одной темой — здравоохранение. Вот мы и собрали в нашей редакции соответствующий круглый стол, но назвали его не по-праздничному — «Медицина в районе. Почему её так ругают?».
Консилиум собрался весьма компетентный: заместители начальника управления здравоохранения администрации Сергиево-Посадского района Игорь Кедо и Иван Богомолов, главный специалист отдела организации лекарственного обеспечения Ирина Тулупова, главврач горбольницы № 1 (больше известной в народе, как поликлиника на Рабочке) Ирина Колоскова, зав. платным отделением горбольницы № 1 Светлана Пахомова и зав неврологическим отделением той же больницы Михаил Трошин. Негосударственную медицину представляли директор медицинского центра «Улыбка» Елена Хабибулина и главврач «Семейной поликлиники» Маргарита Николаенко. К беседе присоединились депутаты горсовета Ильмир Юсупов и Сергей Сапронов. Вёл круглый стол главред «Ярмарки» Сергей Шиляев.
«Денег всегда не хватает»
Расходы на здравоохранение в российском федеральном бюджете в 2015 году сократятся на 114 млрд рублей. Если считать вместе расходы бюджета и фонда медстрахования, то снижение в номинальном выражении будет не столь резким: 1 трлн 955 млрд в 2015 году против 1 трлн 987 млрд в 2014 г. Но с учётом инфляции (консервативно берём её уровень на следующий год в 7%) сокращение расходов на медицину составит 9%. По подсчётам депутата Гордумы Олега Смолина, российские расходы на здравоохранение в 2-4 раза меньше в долях бюджета, чем в индустриально развитых странах.
— Значит ли всё это, что местной медицине, а, следовательно, и нам, пациентам, придётся затянуть пояса? — адресую я вопрос Игорю Кедо.
— Денег всегда не хватает. Но на местных расходах это сокращение почти не сказалось. Все закупки производятся через конкурс, на котором побеждает тот, кто предлагает более дешёвую продукцию.
— А значит, более худшую, — добавляет Сергей Сапронов.
— Да, есть определённое изменение качества, но не по всем позициям, — возражает чиновник.
— Отчасти сокращение федеральных расходов сказалось на нас, — уточняет Ирина Колоскова. — Основной источник финансирования нашей больницы № 1 — это ОМС, а не бюджет. То есть финансирование практически по всем статьям, которые бюджет выполнял или должен был выполнять — ремонты, закупка более дорогостоящего оборудования — мы не получаем. А по ОМС все эти статьи закрыты. Поэтому наше оборудование, в том числе диагностирующее, стареет.
— Тем не менее идёт программно-целевое планирование, — продолжает зам начальника управления здравоохранения, — благодаря которому у нас отрыто сосудистое отделение. Это большая помощь больным, перенесшим инсульт и инфаркт. Этого нельзя достичь в рамках одного лечебного учреждения. У нас существенно улучшилось оснащение онкологического отделения. Тот аппарат лучевой терапии, который мы получили, — один из трёх на всю Московскую область.
«Брали то, что дают»
— А вы видели туалет в поликлинике РБ? В 21-м веке дырка в полу вместо унитаза — это нонсенс, — замечаю я.
— Для того, чтобы обосновать выделение денежных средств, мы всё это фотографируем и отправляем в Минздрав. Если вы хотите увидеть настоящий
«экстрим», съездите в Хотьковскую больницу 1879 года (!) постройки. Главврачи совершают подвиг, когда, не имея практически никаких денежных средств, умудряются не только поддерживать кабинеты в хорошем состоянии, но и внедрять новые лечебные технологии.
— В течение 14 лет у нас на ремонт и на оборудование не выделялось бюджетом ни копейки, — приводит пример своего учреждения главврач горбольницы № 1 Ирина Колоскова. — Мы развили хозрасчётное отделение и жили на ОМС. По нацпроекту «Здоровье» мы получили лишь 300 тыс. р на оборудование кабинета врача общей практики в Лесхозе.
— По этому нацпроекту начала проводиться хоть какая-то модернизация материально-технической базы, — напоминает Игорь Кедо. — Но нужды лечебно-профилактических учреждений не учитывались и они брали то, что дают. У нас были случаи, когда по нацпроекту поставляется какое-то оборудование и его заставляют внедрять. А учреждение купило за свои средства оборудование более высокого класса, которое вынуждено простаивать.
— Были случаи, когда, чтобы поставленное оборудование заработало, нужно было заплатить ещё 2-3 его стоимости, — добавляет Ирина Колоскова.
— Готовясь к круглому столу, я пообщался с обычными жителями Сергиева Посада. Одна женщина жаловалась, что от момента диагностирования у неё онкологического заболевания до начала лечения из-за бюрократических проволочек прошёл целый месяц. Что делать с этим?
— Здесь может быть много причин, — отвечает другой заместитель начальника районного управления здравоохранения Иван Богомолов. — Во-первых, это кадровый дефицит специалистов. Во-вторых, это может быть неуместная разборчивость самих больных. Мне иногда звонят и говорят: «Я не хочу идти к такому-то специалисту». Или: «Я не хочу сдавать анализ крови: у меня ведь болит нос». Может быть, специалист оказался в отпуске.
— Я бы ввела термин «экстремизм пациента», — развивает эту мысль Ирина Колоскова. — У нас был случай, когда из-за капризов пациента затянулось начало лечения заболевания гортани.
Очереди неизбежны?
— Каждый второй мой собеседник жаловался, что в поликлиниках большие очереди. Из-за этого многие вынуждены заниматься самолечением. Как избавить медучреждения от очередей?
— Как-то я проезжала мимо своей же поликлиники на вызов в полпятого утра и там стояли бабушки, — делится своим наблюдением Ирина Колоскова. — Я подъехала и спросила: «Женщины, что вы здесь стоите?» — «Мы хотим первыми зайти в поликлинику, чтобы взять талончики». — «А вы уверены, что талончики будут?» — «Нет, потому что нам сказали, что их выдавать будут в четверг». А в тот день был вторник. Этот менталитет не переделаешь: бабушки приходят и просто сидят, создавая очередь.
— Сейчас есть возможность записываться на приём по интернету, — говорит Игорь Кедо. — Записываются, но приходят за 30 минут, а то и за час. Это тоже создаёт очереди.
— На этом круглом столе вырисовывается фронт, — включается в дискуссию Ильмир Юсупов. — По одну сторону от линии этого фронта находятся пациенты, а по другую — врачи. Врачи говорят с пациентами на совершенно непонятном им языке, могут на пациента накричать, если он сделает что-то не так или чего-то не понимает. То есть проблема лежит ещё и в культурологической области. У нас кругом фронты и баррикады — между богатыми и бедными, врачами и пациентами, властью и избирателями, государством и налогоплательщиками, о которых вытирают ноги.
Что касается упомянутого туалета в поликлинике РБ. Если театр начинается с вешалки, то лечебное учреждение начинается с туалета. Я работаю с людьми и знаю, что для успеха предприятия важно любить людей. В нашей медицине пациента ненавидят, что в частности выражается в ужасном состоянии туалета, в плохом диагностировании, в очередях.
— Приходит к нам в управление женщина, — парирует критику депутата Игорь Кедо. — Просит: «Дайте мне инвалидность» — «Вы когда были у врача?» — «Десять лет назад» — «Почему вы тогда хотите инвалидность?» — «А у нас все инвалидность имеют и я хочу».
— В 2000 году я стала главврачом поликлиники № 1 после Хабаровской краевой клинической больницы, — вспоминает Ирина Колоскова. — Первым делом у меня было желание привести в порядок туалеты. Мы их отремонтировали, повесили электрополотенца, установили хороший умывальник, держатель с туалетной бумагой. Через два дня электрополотенца срезали, через неделю выкрутили краны. Если мы кладём бумагу в два туалета для посетителей, то огромного рулона, как в Макдональдсе, (вы не поверите!) хватает на один день. Поставили для пациентов кулеры с водой. Мы вынуждены менять контейнеры с водой три раза в день. Почему? Подходит к кулеру бабушка с 5-литровой бутылкой и кружкой наполняет её водой.
— В нашей поликлинике у входа стоит контейнер с бесплатными бахилами, — добавляет свою историю главврач «Семейной поликлиники» Маргарита Николаенко. — Человек надевает бахилы и пригоршню берёт с собой, чтобы одеть их в райбольнице, где они продаются по 5 рублей.
Больные хотят импорт
— О льготных лекарствах. Правда ли, что бывают перебои, например, с инсулином?
— С инсулином перебоев не бывает, — отвечает специалист отдела организации лекарственного обеспечения Ирина Тулупова. — У нас всегда есть инсулины. Иногда Минздрав покупает не то международное наименование, которое хочет больной, но необходимое лекарство он всегда получает. С жалобами приходят. Например, хотят импортный препарат, а Минздрав закупил такой же, но отечественный.
— Я думаю, что все присутствующие врачи присоединятся к моим словам, — сказала в завершение круглого стола Маргарита Николаенко. — Я хочу попросить читателей приходить к врачу не только с настроем, что он мне что-то должен, но и с настроем, что он — тоже человек и, возможно, друг пациента, что и пациент должен его уважать и как-то к себе расположить.
P. S. Когда участники круглого стола расходились, мы разговорились с Игорем Кедо о так называемых поборах с больных. К нему приходили с подобными жалобами. Это уголовное деяние, но, когда Игорь Александрович предлагал написать официальное заявление, человек почему-то отказывался. Хотя не так давно был случай в нашем районе, когда за торговлю больничными листами врач получил условный срок и был лишён права выписывать больничные.
Источник: Газета Ярмарка