Корпоратив от сельского ДК

logo

Среди не первостепенных, но тем не менее важных тем, обсуждаемых при принятии федерального закона о реформе местного самоуправления, стало предстоящее перераспределение полномочий в сфере культуры между городом и селом. Мы встретились с заведующими местных сельских ДК и спросили, в чём они точно не обойдутся без помощи властей, а на что способны сами.

Снести и заново построить?

Главная проблема, устранить которую не по силам ни самим коллективам, ни  учредителям сельских ДК, которыми обычно выступают власти поселения, — помещение.

Опознать Дом культуры в иных российских деревнях без подсказки местных жителей часто просто невозможно. Такие ДК занимают неприспособленные здания (бывшие склады удобрений или домики-времянки для рабочих) и выглядят соответствующе: нечто среднее между заброшенной армейской казармой и полулегальным цехом.

За неимением классов в одном и том же зале могут проходить и кружки, и дискотеки, и спектакли. В некоторых, как, например, в Кузьминском Доме культуры, нет не то что классов, а обычных туалетов. Не интернет, а простой водопровод в таких местах становится роскошью.

«Вот, — указывает на полные вёдра директор ДК Тамара Основина, — взяла с собой на работу, цветы полить». Воды в деревенском клубе нет и никогда не было.

Сколько своих собственных денег Тамара Основина вложила в поддержание изрядно потрёпанного зала, сказать трудно. Известно одно — счёт потраченному за последние годы идёт на десятки тысяч рублей. Муж поначалу не понимал такого поведения, но с годами убедился, что супругу не переубедить.

Она далеко не единственная, кому то и дело приходится отщипывать от семейного бюджета, чтобы подлатать рассыпающееся здание. «Наш ДК — самый нищий!» — в сердцах восклицает заведующая. «Не надо, Тамара Викторовна, — вступает в разговор кто-то из коллег, — наш-то поболее нищим будет».

«У нас так тесно, — приводит пример заведующая Шабурновским клубом Светлана Бессонова, — что стоит только сделать ремонт, поклеить обои, как их сразу кто-то заденет, уголок оторвёт. Было бы попросторнее, такого бы не случалось».

Далеко не все сельские Дома культуры района находятся в подобных условиях. В районе немало красивых, уютных зданий, находиться в которых приятно и интересно. Но в то время как одни, более обеспеченные ДК, могут позволить себе содержать режиссёра или видеооператора, в других директор вынужден приносить на работу свой личный принтер, чтобы распечатать документы, на служебный в местной казне просто нет денег.

Проходят годы, а традиция сохраняется. Чем дальше от бюджетов поселений и крупных предприятий-спонсоров расположен ДК, тем непригляднее картина. А местные жители, которым выпало родиться в маленькой деревне, — чем они виноваты? Им приобщиться к большой культуре куда сложнее, чем их сверстникам в городах и больших посёлках.

«Взрослые теряют интерес быстрее»

«Взрослые быстрее, чем дети, потеряли интерес к Домам культуры,» — вздыхают заведующие со стажем. Если раньше ДК хоть как-то удавалось занимать людей среднего возраста, то теперь эту часть аудитории можно считать потерянной. «Мёртвая зона» начинается в возрасте 35 лет и продолжается до 55.

Такая проблема есть не только у бедных клубов. Вот и вполне благополучный Шеметовский Дом культуры испытывает примерно те же трудности.

«У нас есть всё. Есть средства, есть идеи, есть хорошее оборудование, — недоумевает Екатерина Самарина, режиссёр театральной студии, — но нет людей! Никто не хочет помочь или поучаствовать. Не хватает и специалистов».

Её слова подтверждает заведующая Константиновским ДК Вера Бойкова: «Едва ли не единственное, что мне сложно сделать, — раскачать народ». Обвинять в этом можно и пресловутый интернет, и инертность людей, их занятость. «Когда удаётся оторвать детей от компьютера, то замечаешь — они устают от живого общения, они от него отвыкли», — говорит заведующая.

Несколько лет назад Константиновский Дом культуры переехал в двухэтажное здание за границей села. Интересно, что когда-то клуб располагался в самом центре, в церкви Сретения Господня, построенной в XVII веке. Дискотеки и кружки существовали в этих стенах вплоть до 2000-х годов, когда в стране начался процесс возвращения имущества в ведение РПЦ. Сельскому культурному центру подыскали новое помещение, но, кстати, некоторые старые верующие Константинова в церковь так и не вернулись, считая её осквернённой. Службы идут, убранство восстановлено, но они и по сей день предпочитают ездить в соседние деревни и посёлки.

В качестве положительного примера Вера Бойкова приводит опыт коллег из Марьинского ДК, где удалось сформировать прочную общность жителей. Свою роль сыграла и местная мордовская община, давно обосновавшаяся в деревне. Она стала ещё одним «мотором», который не даёт заскучать местным жителям: у марьинских эрзя и мокша есть собственный хор, могут они и провести праздник со своим колоритом.

И ещё пример: буквально на пустом месте в далёком Закубежье (а это минимум час езды от Посада) театральный коллектив создал Александр Козлов, заведующий местным ДК. Сыграть на сцене родного клуба приезжают даже бывшие жители села, живущие теперь в Посаде и Скоропусковском.

Ждать помощи или пытаться?

В березняковской «Юности», самом большом сельском ДК в районе, вам предложат объёмный прайс-лист услуг, проходящих вне основной культурной программы учреждения.

Например, пригласить выступить местный ансамбль «XX век», реанимирующий хиты прошлого века, будет стоить 10 тысяч рублей. Разработка сценария праздника обойдётся в тысячу. Самой дорогой услугой оказались организация корпоративов и прокат звукового и светового оборудования (30 тысяч рублей в сутки).

А ещё сотрудники «Юности» приедут к вам и покажут кинофильм, наберут текст на компьютере, сервируют стол… В списке сорок шесть пунктов, которые позволяют не быть полностью зависимыми от поступлений из бюджета, помощи депутатов Мособлдумы или программы «Дружный двор», только благодаря которой многие ДК впервые за всю свою историю смогли приобрести, например, столы для настольного тенниса.

В ответ на вопрос, почему более мелким сельским клубам не взять на вооружение хотя бы часть приёмов березняковских коллег, выдвигаются два аргумента.

Первый — в маленьких ДК нет таких ресурсов, два-три человека не способны на большие подвиги. Второй — в деревнях подобные услуги не будут востребованы.

Но есть ещё один, третий, о котором вспомнят не сразу. Это привычка. Или принципы. В одном Доме культуры нам рассказали историю местного ансамбля, артисты которого, подобно коллегам из Березняков, начали активно гастролировать, обзавелись поклонниками. Но на все предложения собирать хотя бы минимальную плату за вход гордые музыканты отвечают отказом. Не так, мол, они воспитаны.

Владимир КРЮЧЕВ

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[2]Городское поселение Скоропусковский
Городское поселение Скоропусковский находится в центральной части района, к северу от Сергиева Посада, через него проходит Московское Большое кольцо (А-108) и другие важные магистрали, что... подробнее...

[3]Ремонт и отделка в Сергиево-Посадском районе
Новости и пресс-релизы строительных и отделочных магазинов Сергиево-Посадского района, мастеров по ремонту и отделке офисных помещений, квартир, дач и загородных домов. подробнее...

[4]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...