Ковидово наследство

logo
 Ковидово наследство

Коронавирус трансформирует трудовые отношения

Наши жизни довольно сильно изменились за последние несколько месяцев. Внезапно стало меньше денег, все неожиданно стали разбираться в вирусологии, а в очередях исчезли прекрасные люди, подталкивающие вас в спину и дышащие прямо в затылок.

затылок. Большая часть этих изменений, конечно, со временем исчезнет, но период ограничений наложил огромный отпечаток на целые сферы бытия, которые уже не будут прежними — в частности, на организацию труда. Что же, помимо урезанных окладов, офисные сотрудники (чьё основное средство производства — компьютер) вынесут из «периода нерабочих дней»?

Мы удалились друг от друга

Наверное, главным изменением станет отношение к удалённой работе. По крайней мере, пока именно это эхо пандемии решили официально закрепить в законодательстве: соответствующий законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму 16 июня. Важен и сам факт такой инициативы (внезапно тысячи работодателей и сотрудников увидели, что им необязательно находиться в одном помещении), и текст нового законопроекта. В нём, в той или иной степени, отразились многие последствия «особого режима» для трудовых будней.

Конкретно на удалёнку обратили внимание, поскольку тут явно наметилась проблема. Как только необходимость в дистанционной работе возникла массово, оказалось, что система к этому не готова. В «особый режим» работы через дополнительное соглашение с сотрудниками без особых проблем перешли в основном государственные и муниципальные организации. Остальные же зачастую делали всё неофициально из-за сложной процедуры оформления. К тому же, практика показала, что существующая на этот счёт глава в Трудовом кодексе не очень чётко регламентирует заочные рабочие отношения.

Законопроект предполагает три вида «дистанционной работы»: полная, временная (связанная с особыми обстоятельствами) и комбинированная. При этом чётко прописано, что «дистанционная» и «домашняя» не являются синонимами — «рабочее место дистанционного работника может находиться везде, где есть возможность использовать сеть интернет».

Регламентируется законопроектом и рабочее время (оно должно быть отдельно прописано в договоре о дистанционной работе), а также ещё один важный момент — способ рабочих контактов с руководством. Их схему, скорее всего, придётся оговаривать и прописывать отдельно, поскольку в ином случае «работник не обязан отвечать на запросы работодателя, сделанные в любой форме, вне времени, установленного порядком взаимодействия».

Даже слишком близки

Общению начальства и дистанционных сотрудников посвящена в документе довольно значительная часть. Возможно, это связано с тем, что сотни людей ощутили, как удалёнка превратилась в натуральную занятость 24/7 из-за постоянных звонков или требований выйти на видеосвязь.

Эта новая форма общения имеет все шансы остаться надолго. Видеосвязь существует уже десятки лет, но впервые её начали использовать в таких масштабах. Тот же сервис Zoom «обогатился» до 200 миллионов ежедневных пользователей уже в марте, хотя в декабре 2019 года их было лишь 10 миллионов.

Помимо внезапного широкого распространения, сама идея собирать регулярные планёрки и брифинги в удобное для них время явно порадовала начальство всех уровней. При этом надо учитывать, что в нашей стране в силу исторических особенностей любят повторять за «руководством партии», а президент Владимир Путин после конференции с Общественной палатой 25 июня оценил формат как «довольно удобный», подытожив: «Можно его использовать и в будущем достаточно активно». Словом, общение с начальством через мониторы, вероятно, останется с нами надолго.

Это, впрочем, порождает свои проблемы по защите частной жизни от работодателя (тут должны бдеть профсоюзы, может, хотя бы через монитор их кто-то увидит), и от сторонних наблюдателей — но это уже головная боль IT-отделов.

Берегут зелень

Кстати, о страданиях компьютерщиков и айтишников: постепенно намечается тенденция перевода всего и вся на электронный документооборот (ЭДО). Например, можно заметить, что в новой редакции Трудового кодекса по возможности вырезали предъявление чего-либо «в письменной форме».

Переход на ЭДО постепенно подползал к нам годами: можно вспомнить про СНИЛС, электронные больничные и т. д. Во время пандемии процесс активизировался: 5 мая, в самый разгар «особого режима», по инициативе правительства 40 крупных компаний из IT, телекоммуникаций, торговли, консалтинга и банковской сферы в качестве эксперимента полностью перешли на электронный документооборот. То есть никаких бумажных распоряжений, платёжек, заявлений и постановлений у них не будет вообще.

Эксперимент продлится до марта 2021 года — перспектива выкинуть принтер пока далёкая, но очевидная. По итогам реализации этого пилотного проекта власти собираются выяснить, как нужно изменить законодательство, чтобы компании могли обходиться без подписанных бумажных листов (сейчас это зачастую просто невозможно, особенно при общении с контролирующими органами). Кстати, одна из проблем электронного документооборота в том, что переходить на него нужно всем разом: если кто-то в структуре использует бумагу, он тащит за собой остальных. Это говорит о том, что процесс будет долгим, но в какой-то момент, вероятно, нам просто не оставят выбора.

Зачем — можно отвечать долго, вспоминая и вырубку деревьев, и иные вопросы экологии. Но можно и коротко: вопрос в деньгах. Вот, например, совсем недавняя закупка Сергиево-Посадского центра занятости: судя по сайту Госзакупок, больше 123 тысяч рублей потрачено только на бумагу для офисной техники. Можно представить, сколько средств уходит на такие же нужды в масштабах страны.

Есть и ещё одна причина — контроль. По сравнению с бумажным, электронный документ намного проще отслеживать государственным и контролирующим органам, Налоговой инспекцией и т. д.

Кстати, ещё один аспект, ставший очевидным во время пандемии, — проблема теневой экономики в России. Меры прямой поддержки правительства и так нельзя было назвать феноменально щедрыми, но все «серые» сотрудники ожидаемо не получили вообще ничего. Хотя, как отмечают специалисты, переводить сотрудников на «белую» зарплату бизнес и сейчас в массовом порядке не особо торопится — некоторые изменения непосильны даже коронавирусу.

 

Иннокентий Майоров

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...