«Книга сия Василия Кузина»

logo
19 Oct 2018/«Книга сия Василия Кузина»

Неожиданная перекличка обнаружилась между последними событиями в отечественном кинематографе и расследованиями нашего постоянного автора Алекса Рдултовского.

На днях вышел фильм «История одного назначения» о не самом известном эпизоде из биографии Льва Толстого — тот показан как защитник простого поручика, которому грозит трибунал и расстрел. И в это же самое время наш автор готовил материал о другом простом человеке — крестьянине из-под Посада, который обратился к графу в надежде найти свою правду.

Лет 15 назад на страницах «Краеведческого вестника» был опубликован очерк про Василия Андреевича Кузина, крестьянина из деревни Охотино. Человек этот, получивший у односельчан прозвище «философ», был известен тем, что в 1909-1910 годах состоял в переписке с Львом Толстым.

Тогда краеведы обращались к читателям с просьбой разыскать материалы, связанные с жизнью этого человека.

Начну с того, что я позволил себе усомниться… Что тут поделаешь: краеведение 1990-х было богато на легенды! Ленин на дрезине, например, или ещё что, не к ночи будь помянуто!

Выяснилось, что Лев Николаевич состоял в переписке с несколькими Кузиными: был Иван Кузин из Подольского уезда Московской губернии, туляк Егор Кузин, некий С. Т. Кузин — «народный писатель» и активный член Общества народной трезвости. Именно последнему было адресовано письмо Толстого «Можно ли вегетарианцу носить кожаную обувь», опубликованное в 1910 году. Этому Кузину повезло больше всех — он включён практически во все именные указатели к собраниям сочинений Льва Николаевича.

19 Oct 2018/«Книга сия Василия Кузина»

А как же наш Василий Андреевич? С ним всё как-то не складывалось… Ровно до тех пор, пока в полном собрании сочинений Л. Толстого я не набрёл на письмо писателя, адресованное нашему герою, от 17 августа 1909 года. Примечания сообщают, что «В письме от 5 июля 1909 года Василий Андреевич Кузин, крестьянин Владимирской губ. (д. Охотино близ Сергиева Посада), просил книги и просил также разъяснить ему смысл Евангелия от Матфея V. 29-30. Ответил Н. Н. Гусев».

Во втором письме от 19 июля неугомонный крестьянин попросил объяснить ему смысл нескольких евангельских притч. На это письмо ответил сам граф Толстой. Сохранилось оно благодаря тому, что в яснополянском архиве сохранился дубликат подлинника.

Вот что пишет Толстой Василию Кузину:

«Василий Андреевич. В ответ на Ваше письмо посылаю книгу Сандерленда. Не надо думать, что евангелие есть божественное откровение. Евангелие как всякая книга есть дело рук человеческих, и надо брать из него то, что понятно, а что непонятно, пропускать. Мать, любящая ребенка, всегда умеет говорить с ним так, чтобы он понимал её. Как же бог-любовь будет говорить с людьми так, чтобы они не понимали того, что он говорит им!»

Маленький комментарий. Речь идёт про переводную книгу англичанина И. Сандерленда «Библия. Её происхождение, развитие и отличительные свойства», выпущенную толстовским издательством «Посредник» в 1908 году под редакцией В. Черткова.

Большего на том этапе расследования добиться не удалось. Перешло дело Кузина в «висяк»…

Прошло несколько лет, и однажды в районную библиотеку им. В. В. Розанова пришла пожилая женщина. Она сообщила, что у неё имеются журналы и документы начала ХХ века, доставшиеся от прежних владельцев дома на Пионерской улице, в котором она жила.

…Бумаг оказалось не так много, но зато каких! На первой же раскрытой нами книжке — а это был сборник математических задач для сельской школы, составленный под руководством знаменитого педагога С. А. Рачинского, — мы увидели аккуратную запись «Книга сия крестьянина д. Охотино Василия Кузина куплена в Сергиевском Посаде».

Такие же пометки имелись и на ряде других изданий, среди которых оказался и комплект журнала «Божья нива». Его выпускала в начале ХХ века Троице-Сергиева лавра для преподавателей церковно-приходских школ.

В одном из номеров этого журнала встречаем полемический материал об учении Льва Толстого, составленный по письмам сельских учителей. На этом издании также стоит пометка «Василий Кузин». Получается, что ещё до того, как стать одним из корреспондентов Л. Толстого, Василий Андреевич активно интересовался и его творчеством, и его учением, и работой просветителей, которые состояли в дружеских отношениях со Львом Николаевичем, хотя и не во всём разделяли его точку зрения.

19 Oct 2018/«Книга сия Василия Кузина»

А вот вторая половина бумаг проливала свет на общественную деятельность Василия Андреевича уже в новые времена, в 1920-е годы. Чувствуется, что среди односельчан он пользовался авторитетом как честный, неподкупный человек, которому в сложное время можно было доверить важную работу: снабжать дефицитными товарами, обеспечивать жителей карточками на продовольствие. Он — постоянный участник всех собраний, решавших щекотливые земельные дела, он же — ходатай в Сергиевский суд по крестьянским нуждам.

Во время коллективизации Василий Андреевич перебирается в Загорск (его качества оказались ненужными в период «великой ломаки»?). Поселился он на Пионерской улице. Есть версия, что в послевоенные годы В. А. Кузин вернулся в родную деревню, оставив дом сыну или внукам, а на Пионерской остались и бумаги со скромной подписью — «Деревни Охотино крестьянина»…

Но особый интерес вызвала толстая линованная тетрадь без обложки. Не просто ученическая — страницы помечены водяными знаками с изображением льва.

Почерк однозначно принадлежал не Василию Андреевичу. Мы могли убедиться в этом, сличая его автографы и тексты из тетради. Да и текст при всём уважении к нашему «философу» представляет собой черновик серьёзной научной работы. С ходу был предположен «толстовский» след. Но… Как в таком случае черновик мог попасть «другу по переписке»? А многое в «креативе» неидентично ни толстовскому почерку, ни мировоззрению… Рукопись ещё ждёт своего часа!

Такой вот непростой Василий Кузин. Точно не из жизни, а из книжки. Впрочем, жизнь имеет куда больше возможностей, чем писатель. Ей никто не скажет, мол, хватит нам лапшу на уши вешать!

Veritas!

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Пионерская улица
Улица Пионерская на карте   На панораме   Перекрёстки с улицами улица Шлякова улица Карла Маркса Вифанская улица улица Митькина   ... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...