«Киновия усопшей Лавры братии и погребения странних»

logo
 «Киновия усопшей Лавры братии и погребения странних»

Боголюбская церковь Фрагмент Литографии 1865 г.

К 160-летию Боголюбивой киновии

Боголюбивая киновия — одна из монашеских обителей Свято-Троицкой Сергиевой лавры — находится в трёх километрах восточнее обители преподобного Сергия, на берегу среднего Скитского пруда. В переводе с греческого языка (κοινός — общий и βίος — жизнь) киновия — одна из форм монашеского общежития, точнее, небольшой общежительный монастырь, подчинённый другому, более крупному.

История Боголюбивой киновии неотделима от Лавры и Гефсиманского скита с его Пещерным отделением. Основателем Киновии по праву считается бывший помещичий крестьянин Филипп Хорев (1802-1869 гг.), в монашестве Филарет, в схиме Филипп.

Задолго до появления в Лавре Филипп был широко известен как блаженный Филиппушка, принявший ради Христа тяжкий подвиг юродства. Основанию же Филиппом Киновии предшествовало приглашение его в Лавру митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), вступление Филиппа в число послушников Гефсиманского скита, основание им на северном берегу Скитского пруда пещерной церкви во имя Архистратига Михаила (освящена в 1851 г.) и небольшого пещерного братства при церкви; наконец, пострижение Филиппа в монашество с именем Филарет.

Умножение пещерной братии тяготило склонного к пустынножительству монаха Филарета, и в 1856 году в возрасте 54 лет он покинул Пещеры, объясняя свое решение так: «С землёй не ужился — разбранился с унылой».

Место для своей отшельнической пустыни Филарет нашёл неподалеку от Пещер, на высоком мысу, вдающемся в водную гладь среднего Скитского пруда. Здесь была построена келья, на чердаке которой пустынник со своим младшим сыном, скитским послушником Василием, совершал повседневное «келейное правило»: вычитывал утреню, часы и вечерню. Иногда здесь бывали старшие сыновья Порфирий и Игнатий. Оба вступили в братства подчинённых Лавре обителей: Порфирий в Спасо-Вифанском монастыре, Игнатий — в Стефано-Махрищском, во Владимирской губернии.

 «Киновия усопшей Лавры братии и погребения странних»

Киновия. Открытка 1910-х гг.

***

Вскоре пустынник Филарет стал жаловаться на болезнь ног, из-за которой не мог «выстаивать» службы в храмах Гефсиманского скита. Пустынник просил Московского владыку Филарета благословить постройку при своей келье церкви. Средства предоставляла вдовая московская купчиха Матрёна Логинова.

Митрополит Филарет не сразу решился благословить постройку церкви, о чём не однажды писал архимандриту Антонию (Медведеву). Из письма от 18 декабря 1856 года: «Вы [о. наместник] писали и г. Логинова говорила мне о построении церкви при келлии Филарета. Помогите мне выйти из раздумья. Уже много церквей мы построили самочинно, без высшего разрешения. Не пора ли остановиться…»

Желанная монахом Филаретом церковь при его келье была построена в камне лишь в 1859 году на обещанные купчихой Логиновой средства. Верхний храм во имя чудотворной иконы Боголюбской Богоматери 27 сентября освятил сам Московский святитель Филарет (Дроздов). Нижний храм 5 ноября освятил наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев). Храм был посвящён святым жёнам Матроне и Капитолине, — их имена носили храмоздательница и её дочь. Капитолина Логинова скончалась в день освящения нижнего храма и была погребена в нём 8 ноября.

 «Киновия усопшей Лавры братии и погребения странних»

***

Боголюбская церковь подвигла наместника Лавры архимандрита Антония обустроить при ней новое кладбище для лаврской братии — имея в виду тесноту имеющихся погостов и удобство сухого и возвышенного места при новом храме. «Открывается возможность Обители преподобного Сергия, — читаем в докладе священноначалия Лавры митрополиту Филарету от 4 марта 1861 г., — иметь отдельную свою киновию для усопшей братии и странних, при храме иконы Боголюбския Матери Божией». В докладе предлагалось «Управление киновиею усопших Лавры оставить как есть в ведении и управлении отца Филарета».

Отметим, что именно в этом докладе пустынь монаха Филарета (Хорева) впервые была названа «киновией». Митрополит Филарет ответил резолюцией «Согласен». На основании архипастырской резолюции от 27 марта (8 апреля) 1861 года последовал указ предписывающий: во-первых, управление «киновией усопших Лавры оставить, как есть, в ведении и управлении отца Филарета»; во-вторых, когда растает снег, устроить кладбище «при церкви Боголюбивой, под названием киновии усопшей Лавры братии и погребения странних».

Таким образом, 27 марта (8  апреля) 1861 года можно считать днём преобразования пустыни монаха Филарета (Хорева) в Боголюбивую киновию и братское кладбище Лавры. Первым управляющим Киновии стал основатель и первый насельник этой пустыни монах Гефсиманского скита Филарет (Хорев).

Под кладбище был отведён южный склон занятого Киновией холма, начиная от Боголюбской церкви к Скитскому пруду. Весной 1861 года, когда растаял снег, отведённое место расчистили и, по совершении молебна преподобным Сергию и Никону, окропили святой водой. Первым погребенным в Киновии стал молодой московский купец Алексей Краснобаев. Проживая «на богомолье у монаха Филарета в пустынках при церкви», он скончался 6 мая 1861 года. В декабре здесь был погребён престарелый иеромонах Лавры Гавриил.

 «Киновия усопшей Лавры братии и погребения странних»

***

В число первых насельников новоучреждённой Боголюбивой киновии, кроме послушника Василия, младшего сына монаха Филарета вступили и его старшие сыновья: монах Прокопий и иеродиакон Галактион. В братство Гефсиманского скита их включили, соответственно, в 1861 и в 1863 годах. В октябре 1862 года стал монахом и послушник Василий.

Тем временем здоровье основателя Киновии ухудшалось, и 20 марта 1863 года, в ожидании скорой кончины, монах Филарет принял схиму с прежним мирским именем Филипп. Но схимонаху Филиппу суждены были ещё шесть лет жизни, суждено было увидеть продвижение сыновей по пути монашеского служения, вместе с ними суждено было покинуть Боголюбивую киновию в 1865 году и основать пустынный скит во Владимирской земле.

В 1868 году схимонах Филипп с сыновьями возвратился в Киновию и возглавил управление обителью, сохраняя в ней небольшое число братии и, по отзыву священноначалия Лавры, «выполняя церковное Богослужение благостно и благоговейно».

Менее года прожил старец Филарет после возвращения в Киновию. Здоровье его всё более ухудшалось; 18 (30) мая 1869 года он исповедался у скитского духовника, причастился Св. Христовых Тайн из рук сына иеромонаха Прокопия и в полдень мирно скончался на руках всех троих сыновей.

Схимонаха Филиппа (Хорева) погребли в нижнем храме Боголюбивой киновии, у южной стены. Надпись на надгробии гласила: «На сем месте погребено тело основателя сего храма и Киновии схимонаха Филиппа, родивш. в 1807 году, скончавш. в 1869 году на 62 году от рождения. Упокой его Господи в Царствии своем».

 

Константин Филимонов

Источник: Газета Вперёд

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Контекстная справка

[1]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...