Какого размера иконы в иконостасе?

logo

Первое, что прихожане видят, когда входят в храм – это иконостас.

Алтарная преграда имеет богатую историю. Начиналось все как простая перегородка для отделения сакрального пространства (алтарь) от земного. Позже на перегородку стали помещать иконы Христа и Богородицы. И именно эта перегородка дала начало одному из самых значимых ряду – Деисусному. Позже к этим иконам присоединились лики апостолов, которые склонились в молельной позе (что и дало название чину). Постепенно стали образовываться и другие ряды.

Традиционные русские иконостасы большие, могут иметь от одного до семи рядов, но обычно пять. И иконы в них разного размера. Это объясняется как историей возникновения чина, так и его значимостью. При этом жесткого канона, регламентирующего размеры ликов святых, нет. Но когда сотрудники составляют проекты иконостасов для храма, они ориентируются на правила. О них мы и поговорим.

Местный чин

В этом ряду комбинации изображений святых разных размеров. Так, на Царских вратах могут быть поясные иконы, а остальные – Христа, Богородицы, местночтимые святые и храмовая святыня могут быть в полный рост.

Праздничный чин

Поскольку в этом ряду располагаются изображения всех великих праздников, начиная с Рождества и заканчивая Успением Пресвятой богородицы, иконы сюжетные, фигуры святых располагаются в полный рост.

Деисус, молельный чин

Если иконостас маленький, то иконы в этом ряду могут быть оплечные и даже оглавные. Но чаще всего – в полный рост. Особенность этого чина – все святые изображаются в три четверти оборота по направлению к центральной фигуре Христа. Таким образом иконописцы изображают процесс моления. Икона Христа зависит от того, какого размера ряд:

  • Спас в силах или на троне (если лики в полный рост);
  • Христос Панкреатор Вседержитель, если изображения поясные.

Пророческий и праотеческий чины

В пророческом ряду обычно иконы в полный рост, а в праотеческом – поясные.

Как видим, в русском иконостасе чины и изображения святых в них подчинены четкой иерархии. И у каждого чина есть своя четкая идея. Были и другие ряды, их еще можно встретить в очень старых иконостасах.

Например, над местным располагался так называемый пядничный ряд. Это оплечные иконы небольшого размера, которые жертвовали храму в разное время прихожане. Поэтому никакого четкого порядка или идеи в этом чине не было. В особенно богатых храмах таких рядов могло быть даже два и количество ликов в нем достигало ста. Повторение святых неизбежно и все вместе – дублирующиеся иконы, их возраст, беспорядочное расположение привело к тому, что в наши дни этот чин не входит в стандартную структура русского иконостаса.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...