
Трагичная судьба образа Богородицы
История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место её явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными. Казанская икона имеет довольно драматичную судьбу.
Обретение святыни
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город охватил страшный пожар. Спустя некоторое время девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска, начала являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия являлась Матроне ещё не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. В результате, икона, завёрнутая в сукно, была найдена на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый её список был отправлен в Москву.
Икона Свято-Троицкого собора — один из древних списков с чудотворного первообраза. Этот образ был написан в XVIII веке. Впоследствии икону неоднократно переписывали. Первоначальный образ скрывали несколько слоёв поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована.
Смутное время
В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако, важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порождённое гражданской войной.
В Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.
В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
22 октября (старый стиль) 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли. С 1649 года этот день стал всероссийским днём празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время, а с 2005 года — государственным праздником — Днём народного единства.
Казанский образ в войне 1812 года
В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через честной Казанский образ. Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.
В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.
Похищение образа
С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.
Считается, что момент для кражи иконы был выбран неслучайно. В течение четырёх дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесённая в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Фёдор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.
Пойманный Варфоломей Чайкин
При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами — это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.
Но полиция благодаря показаниям свидетелей очень скоро вышла на главного подозреваемого — крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде.
При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали ещё несколько лиц, которые проходили как свидетели, — в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.
25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба — непосредственные участники преступления), Фёдор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе — скрывшие преступление).
После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осуждён на 12 лет каторжных работ, Анания Комов — на 10 лет. Максимов был приговорён к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Фёдор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.
Основная версия участи иконы сводилась к тому, что её, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная её участь так до конца и неясна.
Наше время. Возвращение
Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.
И хотя встреча Патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.
В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесённый из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, — в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.
Источник: Газета Вперёд
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
День памяти новомучеников и исповедников Радонежских
«Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв»: в Лавре праздник святого Антония Радонежского
Лаврский наместник вручил церковные награды насельникам и клирикам обители
Епископ Фома совершил молебен преподобному Сергию в Троицком соборе
Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям