Исторические заметки. «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова…»

logo
Едва ли ошибёмся, предположив, что большинству любящих Троице-Сергиеву Лавру знакома повесть Ивана Сергеевича Шмелёва «Богомолье». Написанная в 1935 г. в вынужденной эмиграции, повесть рассказывает о паломничестве московских богомольцев во главе с отставным «на покое» приказчиком Горкиным в Троице-Сергиеву Лавру. Рассказ ведётся от лица мальчика Вани, сына хозяина Горкина, Сергея Ивановича.


Исторические заметки. «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова...»


Константин Федорович Юон.

Сергиевский Посад

«Богомолье» не только великолепное художественное произведение. Облик старого Сергиева Посада представлен в повести настолько ярко и правдиво, что, с известными оговорками, «Богомолье» можно рассматривать как документальную зарисовку старого Сергиева Посада 1880-х — 1-й половины 1890-х гг., основанную, в том числе, на детских воспоминаниях и впечатлениях Шмелёва от посещений Лавры и окружающего её города.
Центральная фигура среди посадских жителей на страницах повести — купец Аксенов. Он сам, его дом с большим садом описаны столь живо, что невольно хочется разобраться, где же именно стоял или, скорее, мог бы стоять дом почтенного купца.
Аксеновы, действительно, жили в Посаде. В 1869-1881 гг. Иван Михайлович Аксенов арендовал две лавки в гостинице Лавры. В 1885 г. те же лавки арендовал его сын Александр Иванович. В 1889 г. он передал право аренды лавок другому лицу. В начале XX в. в Посаде жил московский купец, торговец игрушками Николай Филиппович Аксенов. Ему принадлежал двухэтажный дом на Дмитровской улице.
Нельзя исключить, что Шмелёв или его родители могли быть знакомы с двумя первыми Аксеновыми. Если же допустить, что именно Н.Ф. Аксенов был прототипом купца в «Богомолье», то расположение его дома на Дмитровской улице все же никак не согласуется с повестью.
Так где же всё-таки мог стоять в старом Сергиевом Посаде дом вымышленного героя повести «Богомолье» купца Аксенова? Чтобы найти это место, необходимо проанализировать ориентиры «разбросанные И.С. Шмелёвым по страницам своей повести».
Исторические заметки. «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова...»


Константин Федорович Юон.

Солнечный весенний день в Сергиевском Посаде
Итак, перечислим и проанализируем все ориентиры, предоставленные в наше распоряжением автором «Богомолья»; они сосредоточенны в главах «У Троицы в Посаде» и «У Преподобного».
№1.: «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова, где пристать. (…) Спрашиваем про Аксенова, а они к овражку куда-то посылают, на бугорок, где-то за третьей улицей».
Ориентир №1 определяет «дом Аксенова» стоящим на бугорке. Чрезвычайно важно и расположение этого «бугорка» «где-то за третьей улицей». Как определить эту улицу? Известно, что путешественники пришли в Посад из Хотькова, то есть вошли в город по улице Воробъевской. Третьей улицей от Воробъевской может быть параллельная ей Рыбная улица или же, наоборот, перпендикулярная ей улица Вознесенская. Возьмём средний вариант и предположим, что искомый «дом Аксенова» мог располагаться где-то в районе пересечения Рыбной и Вознесенской улиц.
№2.: Житель одной из улиц, описанный автором, как «растерзанный какой-то, в халате, толстый», помучив усталых путников расспросами, дал им, наконец, следующие координаты искомого дома: «Направо сейчас, за пожарным двором, что против церкви, дом увидите каменный, белый, в тупичке».
Ориентир №2 уточняет расположение «дома Аксенова»: в тупичке за пожарным двором, что против церкви. Упоминаемый в повести пожарный двор находился на городской Вознесенской площади, что подтверждает следующий ориентир.

Исторические заметки. «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова...»

№3.: «Приходим на площадь, к пожарной каланче, против высокой церкви. (…) Сидит в холодочке бутошник, грызет подсолнушки. Указал нам на тупичек…»
Пожарная каланча и указанный в ориентире №3 пожарный двор, действительно, находились на Вознесенской площади, севернее Вознесенской церкви и ближе к улице Рыбной. Отсюда путники увидели тупичок, упомянутый «растерзанным» жителем и показанный будочником.
В тупичке путешественники увидели, наконец-то, и дом Аксенова, «хороший дом, с фигурчатой штукатуркой, окна большие, светлые, (…) ворота с каменными столбами, филенчатые, отменные»; встретились они и с хозяином.
Приняв путешественников за гостей своего троюродного брата, хозяин объяснил, как найти его дом. Это объяснение — ценный ориентир в поисках дома самого Аксенова.
№4.: «Вот, через овражек, речка будет… там спросите на Нижней улице».
Ориентир №4 показывает, что искомый «дом Аксенова» стоял через овражек от Нижней улицы (сейчас ул. Митькина), то есть, на правом высоком и крутом берегу Кончуры. Это хорошо соотносится с указанием ориентира №1 «к овражку на бугорок…».
№5.: «Двор громадный, и сад за ним. (…) …и сюда она [колокольня] смотрит, стоит как раз на пролете между двором и садом».
Ориентир №5 показывает расположение «дома Аксенова» по отношению к Лавре: дом стоял к Лавре боком, почему колокольня была видна в пролёте между двором и садом.
№6.: «Сад… — и конца не видно. …а ходить — ходите через калитку, садом, в заборе там, в бузине, прямо на улицу…»
Ориентир №6 показывает, что огромный сад за домом купца выходил на некую улицу. Именно через калитку в саду разрешил Аксенов гостям идти в Лавру ко всенощной.
№7.: «Горкин ведет меня на гостиницу, к отцу. (…) Я устал, сажусь у столбушков на краю оврага, начинаю плакать. В овраге дымят сарайчики, «блинные» там, на речке, пахнет блинками…»
Ориентиры №6 и №7 позволяют с большой долей уверенности предположить, что выйдя из сада через калитку, Горкин и Ванюша попали на Блинную горку. Здесь Ванюша, который не успел отдохнуть в прохладном саду, сел у столбушков на краю оврага и заплакал. На какую улицу мог выходить сад, из которого можно было выйти на Блинную горку. Ответ один — улица Вокзальная (сейчас ул. Сергиевская) — кратчайший путь к блинным и к лаврским гостиницам на Красногорской площади, куда и потащил усталого ребенка Горкин.
Исторические заметки. «Мы — в Посаде, у Преподобного. Ходим по тихим уличкам, разыскиваем игрушечника Аксенова...»


Фото: pastvu.com
Итак, сопоставление и анализ приведенных выше ориентиров, разбросанных по страницам «Богомолья», позволяют произвести реконструкцию «хождения» героев повести И.С. Шмелева по Сергиевскому посаду в поисках «дома Аксенова».
Войдя в Сергиевский посад по дороге из Хотькова монастыря, наши герои стали искать дом Аксенова, причём узнали, что он находится на бугорке у овражка, «где-то за третьей улицей». Они, надо полагать, блуждали по Воробъёвке; именно на эту улицу выходила дорога из Хотькова монастыря. Здесь им посоветовали выйти на третью поперечную к главной дороге улицу, то есть на Рыбную улицу и искать дом Аксенова за ней, на бугорке, ближе к овражку — русло речки Кончуры.
По совету «растерзанного» жителя одного из посадских домов путники по Московской улице (сейчас проспект Красной Армии) вышли к пожарному двору. Здесь будочник указал им на тупичок, в котором они нашли «дом Аксенова» и самого хозяина дома.
Когда же все недоразумения разрешились, он провёл путников в свой огромный сад за домом, чтобы дать освежиться и отдохнуть. Из сада через калитку можно было выйти на улицу, ведущую к Красногорской площади и Лавре.
Сопоставляя ориентиры, нетрудно заключить, что тупичок, в который выходили ворота и главный фасад «дома Аксенова», равно как и все дворовое владение купца, следует искать между улицами Вознесенской и Вокзальной (Сергиевской). Единственной же улицей, на которую выходила калитка в данном случае могла быть только Вокзальная (Сергиевская) улица. Но, если сад выходил на указанную улицу, значит, сам «дом Аксенова» мог выходить фасадом лишь на улицу Вознесенскую, располагаясь на её восточной или правой, если идти к Лавре, стороне.
Описанный И.С. Шмелёвым «дом Аксенова» не сохранился; возможно, он был придуман автором «Богомолья». Тем не менее, на страницах повести И.С. Шмелёва дом этот стоит нерушимо.
К.А. Филимонов, вед. научн. сотрудник Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...

[2] — Улица Вознесенская (в Советские времена Первомайская) берет начало на «Блинной горе» и заканчивается транспортной развязкой в районе пересечения улиц Куликова, Проспекта красной армии, Скобяного и Московского шоссе. Пересекают ее улицы Митькина, Первая Рыбная, Болотная, Кооперативная, Воробьевская и другие. Протяженность улицы Вознесенская – немногим более двух километров. подробнее...

[3]Декоративная штукатурка
На этой неделе мы начали серию обзоров Сергиево-Посадских компаний на тему строительства и ремонта. В предыдущем материале речь шла об отделке фасадов зданий сайдингом, а сегодня мы... подробнее...

[4]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[5]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[6] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...

[7] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[8] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[9]Сергиевская улица
Улица Сергиевская на карте   На панораме Перекрёстки с улицами проспект Красной Армии улица Вознесенская Вокзальный переулок 1-я Рыбная улица   ... подробнее...