Истинное счастье не на земле, а на небе

logo
Истинное счастье не на земле, а на небе

Пролог в поучениях. Месяц декабрь. 2-й день 

Память преподобнаго отца нашего Иоасафа пустынника, сына Авенира, царя Индийскаго.

В том, что есть загробная жизнь, можно убедиться из того, что ничто земное не может удовлетво­рить нас и что ни один человек здесь не может сказать про себя, что он вполне счастлив. В самом деле возьмите себе все богатство, всю честь и славу миpa, — вы все-таки не останетесь довольны и все будете думать о каком-то большем и неведомом счастии. Но есть ли это счастие? Очевидно есть; ибо иначе и не было бы вложено в нас глубокаго и постоянного желания его. Но где же оно? Как видите, на земле нет, — так значит оно на небе у Бога.

Да братья, если бы мы чаще вникали в ничтожество всего земнаго и вместе в желания нашего безсмертнаго ду­ха, мы скоро убедились бы, что есть загробная жизнь и что в ней одной мы можем найти для себя истин­ное счастие и покой.

Когда у Индийскаго царя (в то время гонителя христиан) Авенира родился сын Иоасаф, то он, созвав мудрецов, стал спрашивать о судьбе своего сына. Старейший из них дал такое мнение. «Сын твой, — сказал он, — наследует не твое царство, но некоторое лучшее». И думаю, что он примет христианскую веру». Авенир опечалился и, желая предотвратить предсказанное, велел устроить новый прекрасный дом, и в нем определил жить своему сыну безвыходно. Вместе с тем он приставил к своему сыну несколько пестунов и строго наказал им, чтобы они, когда сын его станет что-нибудь понимать, отнюдь не говорили бы ему ни о смерти, ни о старости, ни о болезни, ни о нищете, но гово­рили бы только радостное и веселое, для того чтобы он вовсе не знал печали. Прошло несколько лет, Иоасаф подрос, и однажды ближайшему из своих пестунов сказал: «Ты мне будешь отселе истинным другом; только скажи истинно, ради чего отец держит меня в сей палате безвыходно?» Тот подробно разсказал ему. Увидав вскоре после сего отца, Иоасаф сказал: „Знай, отец, что я нахожусь в вели­кой скорби и печали ради того, что ты не выпускаешь меня из дома». Авенир сжалился и позволил вы­езжать ему, но приставленным к нему лицам снова подтвердил, чтобы сын его отнюдь не видал ни стариков, ни нищих, ни глухих, ни слепых, во чтобы все эти и подобные им люди непременно были прогоняемы от тех мест, по которым бы вздумал ездить его сын. Повеление исполнялось до времени; но однажды, когда Иоасаф увидел, что окружавшие его гнали прокаженнаго и слепаго, то с удивлением спросил: «Что это за люди?» Ему отвечали, что это несчастные, которых постигла болезнь. Иоасаф опечалился и грустный поехал домой. На пути ему пришлось встретить старца хромаго и седаго, мрачного лицем и беззубаго. «Это кто»? — спросил Иоасаф. «Это,- сказали ему, — человек престарелый,— он постепенно изнемогает и ждет смерти». „О, горькая жизнь сия,- воскликнул тогда царевич, — горькая и всякой печали исполненная!» После сего не покидала Иоасафа великая скорбь, — и он спрашивал себя: «Где же истин­ное счастие»? Этот вопрос, однако, к его утешению, вскоре был разрешен для него. Посланный к нему, по особенному откровению, преподобный Варлаам доказал, что истинное счастье не на земле, а на небе, и Иоасаф убедился в этом. Убедившись же, он уже всецело посвятил себя Богу и, крестивши свой народ, ушел к Варлааму в пустыню; провел в ней тридцать пять лет в посте, молитве и слезах и затем мирно почил о Господе.

Не ясно ли, брат, из сего повествования, что человек не может быть вполне счастливым па земле? Да, Иоасаф, когда ничего еще не слыхал о скор­би земной, и тогда уже был, как говорил отцу своему, в скорби и печали великой; а когда увидал на самом деле скорбь людскую, то уже с воплем воскликнул: „О, горькая и всякой печали исполнен­ная сия жизнь!» Если глубже вникнем и мы в эту жизнь, то с Иоасафом скажем о ней то же, что и он. А если так, то ни о чем мы на земле не должны столько заботиться, как только о душе безсмертной обогащать себя тем, что пойдет с нами в вечность, т.-е. делами добрыми, и паче всего помнить, тот ужасный враг самому себе, кто нисколько не заботится о при готовлении себя к жизни будущей. Аминь.

Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...