В среду, 23 апреля, в библиотеке имени Горловского состоялось очередное заседание интеллектуального клуба. Тему — «СМИ: просвещение или пропаганда» — подсказало наше время. Точнее, информационная программа «Время», «Сегодня», «Вести недели» и прочая разной тяжести артиллерия телевизионных войск власти.
Большую часть времени занял спор о терминах. Без этих «переговоров на берегу» конструктивная дискуссия становится невозможной. Бывший сотрудник городской администрации Константин Бочаров ставит знак равенства между словами «пропаганда» и «просвещение». Он считает, что и то, и другое означает распространение информации, только слово «пропаганда» имеет негативную эмоциональную окраску, а слово «просвещение» — положительную. Более точное определение дал депутат горсовета Виктор Захаров, что немудрено: в советские времена он трудился в отделе агитации и пропаганды Загорского горкома КПСС. Кстати, там же трудились и ведущий дискуссию в клубе Сергей Персианов, и присутствовавший в зале Юрий Степанов. «Пропаганда, — сказал Виктор Васильевич, — это процесс распространения знаний с целью изменить сознание людей, чтобы они действовали в интересах какого-либо класса или группы людей».
Владимир Прокопенко вспомнил выдающегося пропагандиста, своего тёзку Владимира Ленина, который говорил: «Газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Здесь журналист видит три шага для достижения политической цели: «Первое — сделать свою позицию достоянием гласности. Вторая стадия, агитация, — это формирование партии своих сторонников и сочувствующих. Третья — организация людей для совместной работы». Ленин использовал термин «просвещение», если ставились неполитические цели. К примеру, призыв «Мойте руки перед едой» — это просвещение, а вот «Вперёд, к победе коммунизма» — пропаганда.
Резидент клуба Наталья Ганина считает, что пропаганда — весьма полезная вещь. Она ставит во главу угла государство, которое не может существовать без идеологии. «Чтобы люди поддерживали государство, — говорит она, — необходимо убедить их, что линия, выбранная государством, правильная. С этой точки зрения пропаганда и просвещение — одно и то же. И то, и другое направлено на формирование, образование, воспитание людей с помощью идеологии государства». Наталья Ганина призналась, что ей было очень тяжело признаться в этом самой себе, но тотальное падение морали, бескультурье, презрительное отношение людей к собственной стране и тому подобное привели её к выводу о том, что пропаганда необходима.
Константин Бочаров сделал акцент на эффективности пропаганды, приведя любопытную статистику: «Во время Вьетнамской войны американцы тратили в среднем 400 тысяч долларов на уничтожение одного вьетконговца, а на одного вьетконговца, сдавшегося в плен в результате пропаганды, тратилось меньше 150 долларов пропагандистских расходов». Он признаёт, что та пропаганда, которая звучит на федеральных российских каналах в связи с событиями на Украине, не может не коробить думающую часть населения. Впрочем, тот же упрёк Бочаров адресует и украинской стороне.
Подхватывая эту мысль оппонента, Владимир Прокопенко проводит ещё один водораздел между просвещением и пропагандой: «Пропагандой занимаются те, кто заинтересован в сохранении существующего порядка вещей. Люди же, желающие этот порядок изменить, занимаются просвещением».
Тут я вступил в дискуссию и припомнил эпизод из жизни Вольтера: «Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“. Кстати Вольтер считается философом-просветителем».
Выпускающий редактор муниципального телеканала «Радонежье» Ирина Белякова подчеркнула, что пропаганда идёт рука об руку с цензурой. Она вспомнила, как года четыре назад предыдущий глава района поставил её в очень неудобное положение. Исполняя обязанности главреда «Радонежья», она пригласила в прямой эфир Григория Явлинского и… была приглашена в кабинет главы района. «Со мной разговаривали так: «Ты куда лезешь? Ты не понимаешь в политике. И кто ты вообще есть?». Мне пришлось звонить к Григорию Алексеевичу с извинениями. А он уже собирался приехать и заодно привезти книги для гимназии».
Возглавляющий Единую пресс-службу города и района Александр Платонов не скрывает, что занимается пропагандой и что ему это нравится. Хотя я бы немножко смягчил эту максиму, заметив, что пресс-служба не выдаёт чёрное за белое или наоборот, а лишь расставляет удобные для власти акценты.
Итог дискуссии я бы подвёл словами Юрия Степанова: «Пропаганда обращается к эмоциям, просвещение — к разуму».
Источник: Газета Ярмарка