Очередное заседание городского интеллектуального клуба им. Горловского состоялось 4 марта. На этот раз перед участниками дискуссии стоял довольно неожиданный вопрос: «Мода — это свобода?».
Сначала был… Чехов
Надо отметить, что разговор о моде был обставлен со вкусом — в цвет, в тон, по размеру и фасону. Во-первых, время: начало марта, прогретое первыми, по-настоящему тёплыми лучами мартовского солнца. Во-вторых, место: открывшееся недавно арт-кафе «Вишнёвый сад». Уютная, камерная обстановка арт-кафе, ароматный вишнёвый чай и вкусное печенье — всё способствовало непринуждённой и содержательной беседе.
Но, позвольте, какой же разговор в «Вишнёвом саду» без Антона Павловича Чехова? Этим вопросом справедливо задался арт-директор кафе Александр Демахин. А потому, поприветствовав собравшихся, он тут же предоставил слово самому классику, зачитав отрывок одного из его ранних рассказов. Меткие и местами едкие замечания писателя о моде своего времени, обо всех этих безумных плюмажах, нарочитых турнюрах, вездесущих рюшах и обременительных корсетах, изрядно повеселили гостей кафе. Что ни говори, а ирония всегда в моде.
Но кринолин, капоты и букольки — это всё сегодня дело далёкого, более чем векового прошлого. А вот с тенденциями современной моды участников интеллектуального клуба познакомила Виктория Плужник — дизайнер одежды, модель, «Красавица Подмосковья-2014». Девушки из модельной студии Success, которую возглавляет Виктория, продефилировали прямо между столиками кафе, окончательно настроив собравшихся на разговор о прекрасном.
Модники как инсургенты
Итак, мода — это свобода? Конечно же да, отвечает на этот вопрос первый спикер заседания, историк и философ Олег Устинов: «Предназначение одежды не ограничивается утилитарными функциями удобства и практичности. Это заблуждение — наследие советских времён. Авторитарным режимам свойственно рядить своих подданных в убогие и серые цвета. Ведь одежда позволяет подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из толпы, а это вовсе не в интересах режима. Если где и не существует сегодня проблем с модой, так это в Северной Корее…».
А ведь когда-то таких проблем не было и в стране Советов. Были только «стиляги», «пижоны», «шмоточники». Осуждаемые, преследуемые «враги народа», чья вина заключалась лишь в том, что они желали одеваться соответственно своему внутреннему мировосприятию.
Ярким выразителем моды как свободы, по мнению Олега Устинова, является известный советский и российский модельер Вячеслав Зайцев. Этот человек, создавая коллекции одежды для пролетариев, не боялся раскрасить валенки гуашью и пошить юбки из пёстрых павловопосадских платков, за что и был гоним партийным руководством. Только репутация «Красного Диора», распространившаяся далеко за пределы железного занавеса, спасла молодого Славу Зайцева от полномасштабных репрессий.
Изящный диктат
Выходит, мода — необходимое условие и неотъемлемый атрибут свободы. Однако, можно ли между модой и свободой поставить хотя бы приблизительный знак равенства? Думаю, нет. На заседании клуба мне была предоставлена возможность выступить вторым спикером и основным оппонентом Олега Александровича.
Начнём с определения: термин «мода» происходит от латинского modus, что в переводе — правило, предписание, ограничение. Согласитесь, уже на уровне терминологии, понятия «мода» и «свобода» вступают в открытый конфликт. На протяжении всей человеческой истории мода непрерывно несла функцию общественного стратификатора. От времён древнейших цивилизаций до дня сегодняшнего — всегда одежда говорила многое о её обладателе: принадлежность к определённому социальному классу, род занятий, уровень достатка. Отсутствие возможности и умения правильно одеться и сегодня является барьером для попадания в ту или иную среду. Дресс-код пока никто не отменял: с ним вы можете столкнуться в бизнесе, политике, дипломатии, культуре, да даже на входе в ночной клуб.
Мода — это суждение по одёжке. А точнее — принятая в обществе методическая рекомендация, как и на основе чего судить. В абсолютных монархиях законодателями мод были короли и императоры. Вспомнить хотя бы Людовика ХIII, которому мы обязаны модой на галстуки. Последние лет 100 заглавные тренды создаются в модных домах Европы. Информацию о том, что сегодня «must have», а что не комильфо, мы получаем именно оттуда. Так, американский институт Pantone сегодня общепризнанный авторитет в вопросах цвета. Именно там, в Pantone, огромное количество экспертов постоянно проводит социальные, экологические, экономические, политические и ещё им одним известно какие исследования, чтобы раз в год возвестить нам, какой цвет является главным в этом году. Оказывается, в 2015-м на пьедестале цветов сияющую орхидею сменила марсала — оттенок креплёного сицилийского вина. Марсала, и точка.
Найти свой стиль
Получается, мода — отнюдь не свобода, а напротив, свод правил, предписаний, тенденций. Но одно дело изящный диктат моды в исполнении Pantone, и совсем другое — административное давление государственной машины. Трендами модных домов мы вполне можем и пренебречь, а вот противостоять законодательству и идеологической пропаганде — дело иное. Вот и получается, что в деле борьбы с тоталитарной серостью индустрия моды является мощным инструментом поддержки прав и свобод граждан. Парадокс.
На заседании клуба говорили ещё о многом — о моде армейской, о моде, как поиске видового знания человека, о моде, как элементе взросления, о моде на школьную форму… Оказалось, мода — понятие куда более неоднозначное, чем кажется на первый взгляд. Иное дело — стиль, здесь участникам дискуссии удалось прийти к общему знаменателю. Если мода — явление массовое, временное, продиктованное извне, то стиль — это понятие глубоко индивидуальное, относительно постоянное и идущее из потребности внутреннего самовыражения. Но является ли стиль свободой — совсем другой вопрос.
«Вопросов по итогам заседания лично у меня осталось гораздо больше, чем ответов», — заметил под занавес Александр Демахин. Думаю, он не одинок. И это здорово — будет о чём поразмыслить на досуге. А если размышления на досуге вам не чужды, то заходите в «Вишнёвый сад» — здесь всё к этому располагает: и атмосфера, и публика, и программа мероприятий…
Источник: Газета Ярмарка