На 1-м заседании 2-го сезона интеллектуального клуба Александр Демахин начал своё выступление с очень интересной цитаты профессора ВШЭ В. Поруса: "Духовность — это способность личности критически осмыслять своё собственное бытие и окружающую действительность".
Эта фраза сама по себе может стать поводом для обсуждения на каком-то из заседаний, но в этот раз Александр предложил её в качестве эпиграфа к своему выступлению: «Нужен ли профессиональный театр в нашем провинциальном городе, если за качественным театром можно съездить в Москву?». Демахин рассказал об эксперименте режиссёра Б. Павловича, который в городе Вятка (Киров) реформировал театр с акцентом на интерес местных зрителей. Он опирался на 2 идеи: «работа с общественным пространством строится из желания существовать в той среде, в которой тебе будет комфортно» и «театр — это лаборатория гражданского общества, т. е. вечный поиск чего-то такого, что не позволит сидеть на стуле ровно». Демахин считает, что «театр — это мощный культурный ресурс», и развивать его нужно с учётом следующих тенденций:
1) от театра потребления к театру соучастия;
2) создание городской интеллектуальной среды;
3) лаборатория гражданского общества.
Марина Игнатова: «Поддерживать провинциальный театр нужно и важно. Если бы не было провинциальных театров, мы бы с вами не знали Мейерхольда, Вахтангова, Анатолия Васильева, Товстоногова и др. Театры в провинции приобретают черты того города, в котором они находятся, и поэтому они все разные. Нам показалось, что в нашем театре классика должна преобладать. У нас ставят спектакли 6 режиссёров разных регионов и школ. К сожалению, экспериментальные постановки не всегда окупаются, а мы находимся в жёстких экономических рамках. К нам приезжают известные режиссёры и проводят свои мастер-классы. У нас есть детское студийное движение, но оно очень ограничено нашими возможностями, то же и с получением образования студентами целевых курсов института. В использовании современных форм подачи материала мы тоже очень ограничены возможностями сцены, а поскольку все декорации мы храним у себя, то теперь уже с трудом проходим по своим коридорам».
После выступления основных докладчиков, по традиции, началось обсуждение. Ильмир Юсупов акцентировал внимание на том, что в первую очередь нужно новое здание. Павел Глебов, фотограф, предложил для города большой культурный центр, где будет не только театр, но и фотографические, художественные и др. студии. Учитель, который переехал к нам с Дальнего Востока, обратил внимание на то, что большое здание нужно будет окупать и, скорее всего, это будут приезжие артисты. Светлана Модель рассказала о порывах «свежего театрального ветра», который периодически пробивается в наш город, например, в 80-х гг. и сейчас. Владимир Прокопенко согласился с Демахиным в том, что театр должен стать пространством культурного соучастия: «Идея соучастия очень важна не столько для зрителя, сколько для включения в первую очередь, детей в культурную и городскую среду. А соучастие сложится тогда, когда будет возможность с кем-то обсудить увиденное». Олег Устинов: «Я полностью поддерживаю проект Александра Демахина о создании театрального центра с художественным руководством. Эта идея не просто правильная и соответствующая стратегическим задачам развития государства, но и справедливая. Кто может быть против того, чтобы создать для разных театров и студий общий дом? Кто против идеи центра, который будет мировоззренчески и духовно менять город?
После заседания мы решили узнать мнение жителей о театральной жизни города. Выяснилось, что все опрошенные знают только о театре «"Ковчег" на Рабочке». Но, к сожалению, 50% опрошенных в нём не были, а те кто был, почти никто не смог вспомнить хотя бы одного актёра, никто не смог назвать спектакли.
Источник: Газета Ярмарка