Заковыристый путь экспоната

logo

Об особенностях этого пути  узнали те, кто почему-то пришли в музей ночью, 17 мая.

Во время ежегодной международной акции «Ночь музеев» некоторые города превращаются в огромные арт-площадки. Всю ночь по музеям и улицам происходит настоящая миграция людей между арт-объектами.

Основная цель акции показать возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодёжь. Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997 году. В России первой ласточкой стал Красноярский музейный центр. В 2002 году он впервые предложил посетить музей ночью.

Уже в пятый раз акция проходит и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Программа была рассчитана на 7 часов и состояла из множества познавательных, интерактивных игр, урока танцев, кинопоказа и музыкального представления. На всём побывать мне не удалось просто физически, и я выбрал наиболее интересное на мой вкус место — реставрационный отдел музея, который расположен на территории Троице-Сергиевой лавры.

В 18.00 в главном корпусе музея собралась первая группа из 7 человек. После осмотра выставки, посвящённой 400-летию дома Романовых, мы отправились с сопровождающим в монастырь, в помещение между Пивной и Келарской башнями. Там располагается тот самый реставрационный отдел, который впервые на часок приоткрыл дверку в свой мир. 

В музейном зале мы видим уже готовый результат, а какой труд стоит за ним, нам поведали сотрудники.

Реставрационная мастерская содержит четыре направления: реставрация тканей, реставрация темперной живописи (в основном иконы), реставрация металла, реставрация картин.

В первой комнате мы увидели множество икон, отдельно лежащих окладов от них. Часть уже готова к экспозиции, другие только поступили из фонда. Всех привлекла крупная икона на рабочем столе. Она была написана в ХVI веке. На ней отсутствует часть краски и покрыта она кусочками белой бумаги. Как оказалось, это обычная табачная бумага. В экспозицию эта икона пойдёт с отсутствием некоторых элементов.

Между древними и современными иконами большая разница. В старину соблюдались технологические каноны, а художники были настоящими эстетами: даже под окладом прорисовывали икону, да ещё красивее, чем видимые места. Оклады крепились зачастую золотыми гвоздями, реже серебряными.

Во второй комнате — отдел реставрации тканей. Мы увидели покров на раку преподобного Сергия XVIII века. На его примере нас ознакомили с технологией реставрации ткани. Что интересно, замены нитей и материала не происходит. Главное в реставрации — бережное сохранение авторской работы.

Каждый поступающий экспонат фотографируется и концу работы формируется паспорт, который делится на три части: до реставрации, во время и после неё. Вот такой непростой путь экспоната к зрителю: из фонда в мастерскую, там месяцы кропотливой научной и реставрационной работы и только потом — в экспозиционный зал.

Источник: Газета Ярмарка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *