Среди десятков институтов и лабораторий, которые сейчас активно работают над созданием эффективного средства от COVID-19- 48-й НИИ Минобороны, флагман в изучении смертоносных вирусов.
Корреспонденту ВГТРК Аркадию Мамонтову удалось попасть в специальную лабораторию и увидеть тех, от кого зависит спасение человека от новой инфекции.
48-й институт Министерства обороны. Здесь идут работы, что называется, от низшего к высшему. Вакцину испытывают сначала на лабораторных мышах, потом на хомячках, и вот дело дошло до таких приматов. Это яванская макака, ее еще называют лабораторной копией человека. Почему? Потому что ее легочная система очень похожа на человеческую.
В условиях жесткого эпидемического контроля военные микробиологи проводят испытания вакцины против коронавируса.
— У нас вторым видом животных являются хомячки, и они хомячки полностью воспроизводят, как у человека, так называемое блестящее легкое, матовое стекло, — поясняет Сергей Борисевич, начальник 48-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ.
— И у хомячков вирусная пневмония проявляется точно так же, как и у человека?
— Да. За рубежом еще используют термин «самоограничивающаяся инфекция», то есть она как бы ограничивает поверхность легкого, повреждая его.
48-й НИИ Минобороны является флагманом в изучении разного рода смертельных инфекций. Именно здесь несколько лет назад создали вакцину против лихорадки Эбола и смертоносного вируса SARS.
— Скажите, обезьяны зачем нужны? Для чего вы их заказали в Сочи?
— Всегда при разработке вакцинных препаратов стараются использовать наиболее адекватную по отношению к человеку модель, вызывающую или показывающую инфекционный процесс, как у человека, либо патологический процесс органов и систем, в том числе и у человека, — отметил Сергей Борисевич.
Сочи. Здесь находится российский Научно-исследовательский институт медицинской приматологии. Около 7 тысяч обезьян обитают на закрытой охраняемой территории. Их тут 21 вид, включая подвиды. У обезьян — своя иерархия и очень крепкие семьи, поэтому для испытаний выбирают животных, которые, как правило, не прижились в стае.
Сегодня в условиях пандемии основное направление исследований — это получение универсальной вакцины против коронавируса. И испытания на приматах здесь играют огромную роль.
— По сравнению даже с атипичной пневмонией возбудитель легче репродуцируется в лёгких, — рассказал Сергей Брисевич.
— Он сильно заразный?
— Мы называем его по-другому — липуч и летуч.
— То есть он прилепляется к человеку?
— Не поэтому. У него есть не только аэрогенный способ инфицирования, но и фекально-оральный. И вот почему кто-то более тяжелой формой заболевает, а кто-то — более лёгкой формой.
— Аэрогенная форма от чего получается?
— Когда от человека к человеку передается.
— Когда общаются люди?
— Да. Не случайно маски мы с вами носим.
— Бесценный опыт в борьбе с эпидемией был получен сотрудниками этого института во время командировок в Италию и Сербию, где бушевал коронавирус.
Наши военные микробиологи обрабатывали за сутки 180 тестов на выявление коронавируса. Люди приходили в специальный пункт, у них брали анализ, тестировали, и было ясно, болеет человек или нет.
В чем ещё особенность этой армейской тест-системы? Об этом мы говорим первый раз с экрана телевизора. Она сухая. Это значит, что её можно использовать в разных условиях: и в джунглях Африки, и в Заполярье. Главное — поддерживать температуру около плюс 4 градусов.
Что нам сказали наши микробиологи? Что они проводили анализ в одной из стран. Как всегда военные немножко скрывают, где, тем не менее мы им верим. Так вот из 300 проб 300 оказались точными. То есть это почти 100-процентный тест, который имеется у нашей российской армии.
Аркадий Мамонтов
Источник: Газета Вперёд