
Вы когда-нибудь задумывались, какой кусок нашей ПОЛНОЙ зарплаты мы в действительности отдаём государству? И можем ли мы сами отвечать за уплату налогов? Попробуем в этом разобраться.
Замкнутый круг
Налоговое бремя в современном обществе всецело ложится на конечного потребителя — гражданина, идущего в магазин тратить свою зарплату. Попытка посчитать, какая её часть уходит государству не ограничивается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), который отрезает сам работодатель перед выдачей денег на руки. Из этой оставшейся суммы вычитается транспортный налог, если у гражданина есть автомобиль, земельный налог и налог на имущество, если оные объекты также имеются.
Начиная тратить кровные в магазине, гражданин платит за товар определённую цену. В неё, помимо производственных расходов и надежды на прибыль, включены всевозможные налоги, которые уже производитель обязан заплатить в бюджеты разных уровней. Среди них — НДС (налог на добавленную стоимость), НДФЛ сотрудников, налог на прибыль, те же налоги на транспорт, имущество и землю и другие, в зависимости от рода деятельности компании. Общую налоговую нагрузку на предприятия посчитать непросто, но в среднем сегодня, по данным экспертов, она составляет 50-70% от выручки. Одновременно производителю необходимо отчислять за каждого сотрудника деньги в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования. Компенсировать всё это возможно только за счёт цены на свой товар.
Выходит, что зарплата, в форме средств, предназначенных для траты, разбивается на две части. Одна разными путями уходит в бюджет, и уже не главную роль играют налоговые ставки. Вторая — производителю на создание новых товаров и заработные платы тех, кто этим будет заниматься. Получается замкнутый круг — зарабатываешь и тратишь, позволяя тем самым другим зарабатывать и тратить. Но это одна сторона вопроса.
Инвентаризация
А с другой стороны у нас бюджет. Напрямую из карманов граждан туда идут те же три вида налогов — земельный, транспортный и налог на имущество. Данные сборы остаются в городе и вместе с доходами бюджетных организаций являются основными доходами поселения. По словам председателя горсовета Дмитрия Дёмина, в среднем их сумма за год в Сергиевом Посаде составляет около 600 млн рублей. Транспортный налог, начиная с этого года, собирается в отдельные дорожные фонды, которые являются целевыми и управляются самостоятельно. Остальные сборы идут в "общак", формируя доходную часть бюджета, которая тратится на нужды города, включая зарплаты муниципальным служащим.
"Поступления у нас на достаточно высоком уровне, но сильно подводит земельный налог, который может давать больше всего", — говорит Дмитрий Дёмин.
С транспортным налогом просто — автомобили стоят на учёте, поэтому здесь налоговая база формируется легко и автоматически. Имущество — дома, квартиры — тоже как-никак оформлены, пусть даже по кадастровой стоимости. А вот с земельным налогом всё сложнее. По словам Дёмина, ни в администрации, ни в налоговой службе нет полной базы участков, находящихся в собственности. Для её создания требуется полная и весьма трудоёмкая ревизия. В то же время оформить участок гражданину мешает бюрократическая составляющая. Он может и рад соблюсти все процедуры, взять на себя налоговое бремя, но, глядя на бесконечные очереди в кадастровые и регистрационные палаты, желание возиться с участком напрочь отпадает. В итоге городской бюджет, по данным Дмитрия Дёмина, не досчитывается 40-50 млн рублей.
"Открытое" налогообложение
С определённой точки зрения, средства отчисляемые работодателем в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования причитаются работнику. В то же время по действующему законодательству НДФЛ вычитается автоматически, словно эта часть зарплаты трудяге и не принадлежит. Вопрос: может ли он самостоятельно распоряжаться этими деньгами? Может ли у нас работать система "открытого" налогообложения, как в ряде западных государств?
Во многих развитых странах уплата налогов — священный долг и почётная обязанность каждого гражданина, уклонение от которой порой жестоко карается. Хотя ставки налогов порой настолько высоки, как, например, в Германии, что вынуждают простых людей и бизнесменов обращаться к специалистам, помогающим сэкономить, обойдя законодательство. У нас уходом от налогов занимаются куда как активнее. "Как только государство принимает решение о создании механизма взыскания того или иного налога, наши умельцы тут же находят сотни лазеек, как можно этого не делать", — говорит Дёмин.
Заплатив налоги, гражданин получает право на социальную, военную, медицинскую, полицейскую защиту и прочее. Однако, сталкиваясь с постоянными провалами в сферах жизни, зависящих от государства, мы почти не верим в эффективность использования наших налогов, отсюда — нежелание их платить.
В общем, сейчас нам похоже не до "открытого" налогообложения. По мнению Дёмина, у нас оно возможно в случае изменения отношения к налогам вообще. Чтобы это отношение изменилось, стране надо для начала покончить с тем, что политолог Станислав Белковский метко назвал экономикой РОЗ — Распил, Откат, Занос.
Источник: Газета Ярмарка
