Дом на Вифанке: тихий домашний ужас

logo

Дорогие читатели! Мы продолжаем цикл материалов из рубрики «Посадские трущобы», где рассказываем вам о том, как приходится жить множеству горожан в 21-м веке. Живут они как при царе Горохе. Сегодня речь пойдёт об одном из домов в центре города – на улице Вифанской.

 

Двухэтажный кирпичный дом №27а по улице Вифанской выглядит вполне себе основательно, и даже претендует на некоторую архитектурную изысканность – на стенах имеются архитектурные «излишества» в виде вееров, арок, белым по красному выложены полукружья, квадраты. В нижнем этаже дома фасадом на Вифанку выходит шумное кафе, справа забор завода №6, слева – магазин «Вифстрой», чуть поодаль железнодорожный переезд. Шумная улица – все гудит и грохочет. Никогда бы не сказала, проходя мимо, что дом этот обитаем, что здесь – в самой настоящей трущобе – ещё живут люди.

 

Есть более худшие условия!

В доме, построенном в 1889 году – 125 лет назад! – до сих находится несколько коммунальных квартир. На первый взгляд непонятно даже, где здесь можно жить? С какой стороны вход?

Обойдя дом, наконец, находим подъезд, на котором висит объявление управляющей компании МУП МГУК о начале сбора средств на капитальный ремонт дома… А ремонтировать здесь есть что. Отворив скрипучую дверь, попадаем в подъезд – затхлый запах, покосившаяся дрожащая лестница, на ступени страшно наступать,  потрескавшиеся стены в потускневшей побелке, едва пропускающее свет окошко в паутине… Одну дверь в квартиру в первом этаже под лестницей в полутьме просто не замечаем.

В одной из квартир нас встречают звонким лаем две лохматые болонки.

– С советских времён дом значился как ветхий, – рассказывает одна из его обитательниц Елена Сидорова, проживающая в доме смолоду, – с тех пор ждём расселения.

Она с мужем занимает две комнаты и кухоньку вместе с накренившейся деревянной пристройкой и крылечком. Попасть туда можно со двора, пройдя узкий коридор между стеной дома и строительным магазином.

Ветхость тут кричит изо всех щелей, из всех мест – терраска накренилась и «поехала» вниз, крылечко покосилось, на низеньком некрашеном заборчике – старый почтовый ящик,  дворик с летним душем, который устроили себе сами хозяева, столик, скамеечки. Водоснабжения в доме нет вообще никакого – ни канализации, ни горячей, ни холодной воды. Нет и газоснабжения. Привозят баллонами. Кое-кто уже перешёл на электрические плиты – газа-то не навозишься!

За водой с вёдрами жители ходят на колонку через дорогу. Тоже далековато. Не наносишься! При этом за водопотребление ежемесячно платят по сто рублей! Ещё одна  обитательница трущобы Елена Торопина посчитала, что за такие деньги согласно нормативу она должна ежечасно наливать и выливать воду вёдрами. А берёт-то она всего по два ведра в день! Живёт пенсионерка Елена Михайловна в коммуналке, занимает одну комнату плюс общая кухня с потрескавшимся потолком и странным запахом – этот запах, кажется, пропитывает все жилища, где нет воды. Всюду тазики, ёмкости, ванночки. Без воды, как говорится, ни туды и ни сюды… Косяки –  косые, как, видимо, и положено им быть. Трещины ширятся и «ползут» по стенам… Внуки к бабушке не ходят – в такой дом их страшно пускать.

Из соседей кто мог, обзавёлся биотуалетами. Три тысячи купить плюс на обслуживание ежемесячно 700 рублей.

– Пойдёмте, я вам покажу. Открывается, видите, бачок? Туда наливается жидкость, – доходчиво объясняет Елена Петровна. – Потому что туалет у нас на улице – холодный дворовый сортир, не чистится уж сколько лет, как же туда ходить?

– У меня туалет – ведро, – смеётся соседка, – выливаем каждый день в выгребную яму, как в деревне. Вот моё мытьё – ставлю ванночку и поливаю себя. Помыли посуду – воду в ведро и на помойку – туда, где находятся невыгребаемые «проницаемые отходы».

Для ознакомления с основной здешней достопримечательностью соседки ведут меня вглубь двора. Сколько же я за последнее время видела этих кошмарных туалетов! За низеньким заборчиком настоящая «роскошь» – огромная помойка, за которой в рядок расположились несколько деревянных продуваемых всеми ветрами «кабинок» без дверей. Кого тут собственно стесняться? На единственном сортире с уцелевшей дверцей, стоящем особняком, какой-то шутник прикрепил табличку «Московская областная Дума». Интересно, знают законотворцы, что творится в центре одного из городов Подмосковья?

Всё это, конечно, не чистится, и зловоние распространяется по округе.

– Вот смотрите, – показывают квитанцию соседки, – за проницаемые выгреба МГУК насчитывает 247 рублей в месяц. А за что? Кто тут чего выгребает-то?! Абсолютно ничего не делается.

– За что же вы платите? – не выдерживаю я.

– Да мы и не платим им, ходили, ругались, сейчас не хотим больше платить. У меня отдельный договор – с «Теплосетью», «Водоканалом», мусорщиками. И за свет плачу. А за что ещё? Всё вон покосилось, прогнило, а коммунальщиков не дозовёшься, – говорит Елена Петровна.

– Видите, это у нас летний душ – сами сделали, – показывает Елена Петровна на деревянный сарайчик. – Конструкцию муж придумал – воду наливаем из бака, летом хоть помыться есть где. Но уж больно много воды таскать приходится, – качает головой муж.

Грязь и непрезентабельный забор шестого завода жильцы закрыли камуфляжной  маскировочной сеткой, цветничок разбили, дорожку вглубь двора проложили – ходить-то всё равно приходится. Хотят, чтобы бетонную стену «Вифстроя», обращённую к их жилищам, разрисовали красиво граффитчики.

– Дом-то, видите, рассыпается весь, провода висят. А проход-то какой нам узенький оставили. Сосульки с крыши падают, моему мужу попала, – продолжают жильцы обзорную экскурсию…

Расселения ждали как манны небесной – чтобы уж в нормальные условия, с водопроводом, туалетом, как положено. Но… тут случилась неприятная неожиданность: в 2011 году 125-летнего рассыпающегося от старости красавца почему-то исключили из списков ветхого жилфонда – хотя состояние его, конечно, ничуть не улучшилось, и ремонта он не видел 45 лет. Жильцы забили тревогу – ведь дом подлежал расселению. Пошли к управленцам – они говорят: в управляющие компании списки домов ветхого фонда дал исполком: идите и разбирайтесь. Соседки ходили в администрацию выяснить –  почему дом сняли с программы расселения, начали закидывать письмами жилотдел: «Почему это нас раздумали переселять?» В конце концов получили от бывшего заместителя главы города А. Алипова письменный ответ: сняли с программы потому, что «есть дома с более худшими условиями проживания».

 

А мы им фигвамы рисуем

—  Почему дом не вошёл, что у него хорошего-то? – спрашивают соседки. – «Когда нас исключили из программы расселения, сразу увеличились платежи за квартиру, – вздыхают соседки. – Как раз тогда – в сентябре 2011 года – передали нас от «Посад Энерго» к МУП МГУК, и сразу цифры в квитанциях выросли».

«Посад Энерго» хоть нам кровлю сделала и трубу отопления – подключили нас к котельной на Рабочем поселке, а эти муниципалы вообще ничего не делают», – говорят жительницы. Зато в квитанциях значатся расходы на содержание управляющей компании – 51 рубль с копейками в месяц. Как говорится, хоть бы чего, но взять с бедолаг!

– А ведь сейчас ещё с нашей развалюхи и на капремонт начнут собирать, – плачутся соседки. При этом в управляющей компании говорят: ваши дома ремонтировать нерентабельно. За что же платить?

Оповещают соседки и о следующем финте коммунальщиков. «Не делают они ничего и  делать не будут, потому что теперь, оказывается, нашего дома №27а по Вифанской в списках жилого фонда вообще не значится! Ни как ветхого, ни как неветхого!» –  говорят жительницы. Вот это номер! Но квитанции-то жильцам этим четырёх коммуналок они выставляют! Деньги с жителей дома есть, значит, о его существовании управленцы знают, а самого дома нет?!

– Четыре раза я лично ходила в МГУК, там все в один голос говорят – вашего дома у нас нет! – говорит Елена Михайловна. – Директор-то этой компании так орал на меня! Не знаю, где конец найти, чтобы выяснить, откуда что взялось – почему одна компания брала с нас как с ветхого фонда, без найма. А как только передали с сентября 2011 года, включили плату за найм и повысили содержание и текущий ремонт… И всё  повышают и повышают…

С коммунальщиками у жильцов вообще наладить диалог не получается. Теперь так: те им – квитанции, а жильцы им фигвамы рисуют.

– Судиться будете – судитесь, а мы докажем, что ничего вы у нас не делаете», – говорят люди.

– Вы всё равно ничего не докажете, – парируют управленцы.

– Посмотрите, у меня отдельный вход, – вздыхает Елена Петровна, демонстрируя очевидный «косяк» коммунальщиков, – а мне в квартплату включают сумму за освещение лестничной клетки! Но у меня нет этой самой лестничной клетки! Две лампочки на улице, но они тянутся к моему электрощитку, и я плачу за свет отдельно. Ходила к ним, просила – нет, говорят, не снимем платёж.

Теперь жительница решила не платить бездельникам-муниципалам. Заключила индивидуальные договоры на отопление, воду и вывоз мусора. «А ремонт я делаю сама и содержу свою квартиру сама», – говорит.

– И все так делают, – подтверждает Елена Торопина. – Общедомовое имущество – одна лестница деревянная, всё рушится, падает. Весь подъезд платит за одну лампочку.

 

Живут в этих коммуналках восемь человек. Что бы городу не расселить этих немногочисленных бедолаг?

– Как же нас расселят? – спрашивают грамотные соседки. – Вот на Кирпичном посёлке на месте старых домов хотят новые построить. А у нас где тут строить? Мы живём в каменном мешке.

Действительно, придомовой территории у этого красавца тоже нет. Ворота шестого завода висят прямо на стене дома. «Директор тамошний говорит мне: «Это наш забор, а не ваш дом!» – вздыхает Елена. – Что же это такое?»

– Мы зажаты со всех сторон. Круглосуточно едут машины, владельцы кафе вырыли подвал, и дом повело с этих пор. Трещит, гудит, ходуном ходит, рушится. Как лягу, прямо всё трясётся. Мы скоро вообще все провалимся, – говорят эти бедные жители.

Страшны посадские трущобы – а самое ужасное, что это действительно ещё не самые худшие условия. Горожане надеются на реализацию амбициозной программы губернатора – за три года в основном расселить ветхое и аварийное жилье. Но для этого надо, чтобы ветхого 125-летнего старика вновь нарисовали на карте.

Елена Толкалина

Источник: Газета Новое Зеркало


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *