Знаменитый закон Димы Яковлева запретил иностранным гражданам брать на попечение наших детей. Как ни странно, документ подтолкнул российских приёмных родителей активнее принимать малышей в свои семьи. Накануне Дня защиты детей «Новое Зеркало» побеседовало с одной из самых известных в Сергиевом Посаде приёмных семей — Лаврухиными.
«Ты нашла меня, а я нашла тебя»
«В нашем доме растёт 12 детей», — с гордостью говорит Светлана Лаврухина. Пятеро из них — уже совершеннолетние. Самой старшей, Оксане, 26 лет. Она закончила факультет эстрадно-джазового пения Российской академии музыки имени Гнесиных с красным дипломом. А уже в прошлом году она исполняла партию Настеньки в шоу Ильи Овербуха «Морозко».
Следующая по старшинству, Настя, закончила факультет рекламы Высшей школы народных искусств и сейчас трудится в «Атриуме». Елизавета отучилась в Свято-Димитровском училище сестёр милосердия, участвовала в конкурсе «Московские мастера» среди учеников колледжа и заняла второе место. За это она была награждена президентской премией.
Следующая, Анастасия, заканчивает МИТРО, будет телерадиожурналистом. Сейчас она преподаёт фитнес и работает с детишками в студии «Три плюс два». А Илья женился, сейчас он в армии, у него годовалый сынишка.
В доме осталось семь несовершеннолетних. Три девочки — новенькие. «Самому маленькому чуду, Ангелине, всего 6 месяцев, — говорит Светлана. — Я уже брала детишек с грудного возраста, к ним нужен абсолютно другой подход».
«Я не занимаюсь с ними как педагог, я веду себя как мама. А что такое мама? Это добро, тепло, защищённость, — делится сокровенным Светлана. — Ребёнок всегда ищет рядом с матерью успокоения. Им хочется, чтобы после обидной тройки в дневнике мама пожалела и помогла, а не отругала. Я так и поступаю — мне важнее психическое здоровье детей. Я принимаю их такими, какие они есть, во всём стараюсь поддерживать.
Разница только в том, что они знают, что они приёмные. С одной стороны, это болезненно для детей, с другой, они лучше понимают мою любовь. И они меня любят. Десятилетняя дочка в открытке на 8 марта написала: «Дорогая мамочка! Бог привёл в одно место тебя и меня. Ты нашла меня, и я нашла тебя». Я, конечно, плакала от этого признания. Устами младенца, как говорится… Но, наверное, каждому ребёнку хочется узнать своих единокровных родителей».
Один – спортсмен, другой — педант
В 2004 году в городе было только четыре подобные семьи. Семья Янчигер — самые первые в Сергиевом Посаде, кто усыновил ребёнка. Позже они организовали большой детский дом. Следующей принять ребёнка решила Елена Рыженкова. Ещё одна семья уехала с детьми в Москву.
«Сестра моего мужа сейчас дитё усыновляет, — говорит Светлана. — Это не мы пример подаём, помогает активная поддержка со стороны государства. К тому же прогресс пошёл из-за принятия закона «О запрете усыновления российских детей иностранными гражданами». Бумаг нужно много собрать, но, как говорится, «было бы желание». Схему сейчас существенно упростили. На медицинское обследование уходит всего несколько дней. Выявляют категории, кому можно, кому нельзя».
Количество приёмных семей в последнее время очень возросло. «Мы даже столкнулись с тем, что детей на усыновление нет, — делится Светлана. — Это радует».
Сейчас Лаврухины встали в очередь на опеку: младшенькие уже подросли, могут помогать: «Искали грудничка, звонили и в Питер, и в Москву. Уже думали, что не найдём, но Бог вновь послал. Недавно мы посмотрели документальный фильм о сиротах «Блеф, или с Новым годом». Сердце жутко сжималось, больно было смотреть. Поэтому насколько сил хватает — хочется им помочь».
Многих детей раньше не брали из-за национальности или болезней. С 2008 года государство ввело пособия и зарплату приёмным родителям. Десять лет назад с больным ребёнком было бы сложно — слишком маленькие пособия. А сейчас государство помогает настолько, что можно и на платный массаж ходить, и необходимые ребёнку лекарства покупать.
«Наши органы опеки работают отменно. Раньше директором была Елена Шлюкова, сейчас — Людмила Кириленко. Все женщины там потрясающие — помогают, за детей болеют, стараются их устроить. Нас поддерживают со всех сторон. Мы абсолютно не жалуемся, хватает на все. С прошлого года ввели денежное поощрение для категории детей по медицинским показаниям, по группам здоровья. Теперь можно дать ребёнку всё, что ему требуется», — говорит Лаврухина.
Одно из последних нововведений — это «Школа приёмных родителей». Глава семейства Лаврухиных прошёл курс обучения, который включал и психологию, и разбор проблем. Теперь благодаря этим курсам папе удаётся сглаживать неминуемые семейные конфликты. Ведь приёмные дети — ещё более разные, чем родные братья и сёстры.
«У нас один спортсмен, другой — чистюля и педант, — говорит Светлана. — Естественно, у них возникают разногласия. Бывает, нервы у детей сдают, психологические нагрузки или стресс выбивает из колеи. Да и моменты старой жизни невозможно позабыть».
Помощи можно ждать откуда угодно
«Благодаря вашей газете мы находили помощь, — благодарит Светлана. — Десять лет назад журналист Александр Спиртов написал о нашем тяжёлом положении, о том, что нам фактически негде жить. Его прочитал генеральный директор «Стройсервиса» Сергей Колойденко. Он связался с нами, помог. То, как сейчас выглядит наш дом — его заслуга. Он для нас Друг с большой буквы».
Каждая улыбка – счастье
«Первая приёмная девочка появилась у меня, когда мне было 19 лет, — продолжает Светлана. — Потом родилась моя дочка. Они подросли, и как-то по телевизору мы увидели девочку, которая просилась в семью. Мы решили взять её к нам. Консультант по вопросам семейного устройства детей Галина Красницкая посоветовала нам открыть «приёмную семью».
«Когда у меня четверо маленьких росло — трудно было. То памперс, то каша, то памперс, то каша, и так четыре раза. Тогда ещё мы своё хозяйство вели, потом сил не стало хватать. Сейчас помогают других растить, — делится Светлана. — Но это не останавливает. Как их можно не брать себе? Зимой девчушку, крохотную, взяли на ручки, а она как улыбнётся, мы дальше и слушать никого не стали, решили с мужем её забрать. Каждая её улыбочка — такое счастье для меня. В этом году кроме нашей крохи Бог привёл ещё двух девчушек. Теперь у нас семья на троих больше. Дети хорошие, добрые, хотя у них всех судьбы нелёгкие. Помню, наш доктор Любовь Васильева, заведующая детского отделения в РБ, когда мы первого грудничка забирали, нам сказали: «Любите его, балуйте его!» Так мы любим и балуем всех. Без исключения».
Варвара Фуфаева
Источник: Газета Новое Зеркало