Диверсанты в искусстве

logo

Год назад в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике была открыта выставка "Виват, Олимпиада!", посвящённая Зимним Олимпийским играм в Сочи. Среди представленных на ней картин внимание многих зрителей привлекла работа "Лыжный рейд в Карелии". Автор — Алексей Иванович Кацеблин (1902 — 1967 гг.). На огромном полотне несутся на лыжах люди в маскхалатах с винтовками на спине.

А вдалеке, у деревянных домиков, стоят другие люди в серой форме. Что же там происходит? Соревнования по биатлону? Ответ отыскался не сразу.

Диверсанты в искусстве

Первая мысль, возникающая при взгляде на картину, — на ней, вероятно, изображено боестолкновение лыжников Красной Армии с финскими военными во время Зимней войны 1939 — 1940 гг. Но более внимательное изучение заставляет подвергнуть этот вывод сомнению: дата создания полотна — 1933 год. Тогда между СССР и Финляндией никакой войны не было, она началась позже. Но, может быть, её эхо уже было слышно не только политикам, но и художникам?

Тут и приходится обратиться к истории советских спецподразделений 1920 — 1930-х годов. После Гражданской войны победившие большевики стремились установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи. И если на Востоке это удалось, на Западе отколовшиеся Финляндия, Польша, Прибалтика и Бессарабия не желали терять независимость. Положение на границах было сложное. Официальные власти без конца твердили про деятельность орудующих из-за кордона белогвардейских бандформирований. Про это был даже стишок Демьяна Бедного:

"Кто он — захватчик ли румынский,
Иль бывший белый офицер,
Иль самостийник украинский,
Или махновский изувер?"

Диверсионные базы имелись с обеих сторон границы, спецслужбы вели негласную войну друг с другом. От нас на соседние земли перебирались активисты компартий, оказывалась поддержка дружественным повстанческим организациям и партизанам.

Проведением подобных операций нередко занимался созданный в недрах ОГПУ в 1922 году Закордонный отдел (Закордот). Только с апреля 1922 года и до конца 1924-го Закордот совершил более 260 акций. Одной из самых громких из них было нападение на польский (а ныне белорусский) городок Столбцы, в ходе которого было уничтожено местное управление полиции, железнодорожная станция, почтовое отделение и освобождены полторы сотни заключённых. Операцией руководил знаменитый советский разведчик, впоследствии Герой Советского Союза Станислав Ваупшасов.

Аналогичные акции проводились и в других приграничных областях — например, Псковской области и Карелии. Деятельность Закордота не скрывалась, его воспевали официальные СМИ. И, конечно же, мастера искусства. По-видимому, так и появилось полотно, изображающее нападение советских лыжников на финскую пограничную заставу.

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *