Деулинское перемирие

logo
 Деулинское перемирие

Василий Нестеренко. «Избавление от Смуты»

О каких исторических событиях может напомнить сельская церковь

4 ноября в России будет отмечаться День народного единства — государственный праздник, установленный пятнадцать лет назад. В этот день в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли московский Китай-город с засевшим там польским гарнизоном. Это считается одним из важнейших событий, положивших конец Смутному времени. Наш край отметился в истории тех трагических лет дважды. В 1608- 1610 гг. Троицкий монастырь выдержал тяжелейшую осаду польско-литовского войска под командованием гетмана Яна Сапеги. А в декабре 1618 года в селе Деулино было подписано соглашение, завершившее десятилетнюю русско-польскую войну — и, в более широком смысле, Смутное время как таковое.

Вспомним об осаде

В начале XVII века социально-экономический и политический кризис в России наложились друг на друга, что привело к масштабному надлому государства, иноземному вторжению, изменению границ страны, смене правящей династии и огромным жертвам среди населения. Как известно, помимо наших соотечественников в событиях активно участвовали представители Речи Посполитой (союзного государства Польши и Литвы), Швеции, Германии, Украины.

В то время Троицкий монастырь представлял собой мощную крепость, защищавшую Москву и «запиравшую» важную в стратегическом плане Переславскую дорогу, которая соединяла столицу с северными землями. В конце сентября 1608 года поляки и литовцы, соратники Лжедмитрия II, двинулись от Москвы в сторону обители и встали лагерем возле села Воздвиженское. Вскоре лазутчики доложили о приближении большого русского войска под командованием князя Ивана Шуйского. Силы сторон современные историки оценивают в 15 тысяч (поляки) и 20 тысяч (русские).

Крупная битва состоялась в пяти километрах от Радонежа у принадлежащего Троицкому монастырю села Рахманово. Русские поначалу уверенно теснили неприятеля, но финал был печален. «Грехов ради наших, в сторожевом полку Фёдор Головин дрогнул со всем полком так, что половину большого полка смял. Литовские же люди, видя над православными христианами гнев Божий, начали их убивать и перебили многих людей, и живых взяли…» — говорится в описании битвы в русских хрониках. Сражение было начисто проиграно, путь на Троицу – открыт. Монастырь был взят в окружение с 3 октября 1608 года. Осада продолжалась почти 16 месяцев.

Популярный исторический журнал «Дилетант» так описывает важность этих событий для страны: «Чтобы представить масштаб и значимость этой неприступной крепости, достаточно привести ряд архивных сведений. Внутри монастыря была организована стабильная экономическая модель, приносившая ежегодно около полутора тысяч рублей дохода. В собственности Троице-Сергиевой лавры было около двухсот тысяч десятин земли и примерно семь тысяч крестьянских подворий. Оплотом монастыря была неприступная каменная крепость, возведённая в середине XVI века на небольшой возвышенности. Фактически крепость была стратегическим «перевалочным» пунктом в дальнейшем продвижении к Москве, а обладание ею давало возможность контролировать почти весь Северо-Восточный регион Руси».

В январе 1610 года враги отступили от монастыря, но Смута продолжалась. На русский престол был выдвинут польский королевич Владислав, которого признала часть московских бояр. Поляки заняли Москву, однако народное ополчение Минина и Пожарского, поддержанное Троице-Сергиевым монастырём, осенью 1612 года освободило столицу. Также не без помощи Троицкой обители в 1613 году состоялось избрание Земским собором царя Михаила Романова.

Конец войне

Речь Посполитая официально вступила в войну с Русским государством в 1609 году после того, как царь Василий Шуйский заключил союз с Шведским королевством, которое уже воевало с Речью. Конфликт с переменным успехом продолжался 10 лет, и стороны изрядно измотали друг друга. Одним из финальных аккордов стал поход королевича Владислава на Москву, длившийся около года — с осени 1617 по осень 1618 гг. Столицу взять врагам не удалось, как и Троицкую обитель (снова) тоже. «Глубокой осенью 1618 года потрёпанные воины королевича оказались посреди давно разорённой их же соплеменниками страны и «аки скот» бродили по выжженным деревням «пищи ради и согретиа, но нигде не обретаху». В результате королевич дал знать о желании начать мирные переговоры с царскими послами», — пишет о событиях того времени историк Константин Филимонов.

По обоюдному согласию сторон местом для переговоров выбрали Деулино — тогда ещё деревню, расположенную на равном расстоянии между монастырём и лагерем Владислава в Сваткове.

Переговоры шли очень трудно. По существовавшей тогда дипломатической традиции стороны сначала выставили друг другу максимальные требования с тем, чтобы потом, постепенно торгуясь, прийти к какому-то приемлемому решению. Жаркие споры велись как по территориальным вопросам, так и политическим и династическим — например, мог ли королевич Владислав сохранять в своём титуле звание русского царя.

Договор о перемирии на 14,5 лет был подписан лишь на третьем раунде переговоров 1 декабря 1618 года. Россия теряла многое — например, западные земли вместе со Смоленском. Тем не менее, Деулинский мир, по выражению Н. М. Карамзина, «не славный, однако в тогдашних обстоятельствах благодетельный», означал провал надежд Речи Посполитой установить господство над Россией. Нашей же стране он давал столь необходимую передышку, возможность перевести дух и хоть как-то наладить жизнь по окончании Смуты.

Два храма

Два года спустя в ознаменование тех событий «в деревне Девулине, идеже мирное поставление бысть промеж обою государств Московским и Польским» по повелению архимандрита Троице-Сергиевой лавры Дионисия был построен и освящён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В течение многих лет он пользовался большим почтением у паломников и даже царской семьи.

К середине XIX века церковь обветшала. В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой устроить при ней зимний придел и оштукатурить стены. Но вместо этого церковные власти решили построить рядом, на берегу пруда, новый каменный храм в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Храм освятили в 1853 году. А через несколько лет, в 1865-м, по нелепой случайности сгорела деревянная церковь.

 Деулинское перемирие

Сергиевская церковь, рисунок из журнала «Нива», 1850 г

Её решили не восстанавливать. О её облике сегодня мы можем судить лишь по рисункам, опубликованным в середине XIX века.

У знакомого всем нам Спасского храма тоже непростая история. В 1938 году Загорский райисполком постановил закрыть его и передать под клуб. Впоследствии он долго использовался в качестве склада зерна, картофеля и сельскохозяйственного оборудования совхоза «Заря». К 1980-м годам храм находился в запустении и постепенно разрушался.

Верующим его вернули только в 1991 году. Сегодня церковь является центром подворья Троице-Сергиевой лавры.

 Деулинское перемирие

Спасская церковь, современный вид

Александр Гирлин

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...