Деревщиковы

logo
 Деревщиковы

Торговые ряды на Красногорской площади

Из истории купеческой семьи Сергиевского посада

Недавно я в очередной раз перечитывала написанную в конце XIX века статью иеромонаха Арсения 1887 года о селе Клементьеве. Моё внимание привлекли слова о том, что в Успенском храме в Николаевском приделе в 1856 году иждивением купцов Деревщиковых был «возобновлён иконостас». Кто же это такие? Архивы позволили узнать многое.

Деревщиковы — старинная уважаемая семья в Сергиевском посаде. В Успенском приходе  проживали представители разных ветвей этого рода. Например, купец Тимофей Деревщиков в 1792­1794 гг. был городским головой, а кроме того, занимался организацией подрядов на внутреннюю отделку церковных интерьеров в 1798-­м, 1800-­м и1803­-м гг.

Представителем другой ветви был мещанин Дмитрий Деревщиков, в 1790-­е годы занимавшийся шелкомотальным промыслом. Из сохранившихся документов известно, что 2 января 1791 года с ним случилась неприятность. Когда по делам мещанского общества он отлучился в Москву, его дом ночью обокрали. Ущерб был серьёзен: «шёлка сырцоваго шемаханского и горскаго с карася, деланного и неделанного и на катушках без остатку более трёх пуд,  20 женских рубах китайчатых и полотняных, 2 куска пестряди бумажных, кушак шелковой новый весом 60 золотников, платков бумажных 6, утиральных 20, холста 80 аршин, денег 20 рублей ассигнациями».

Этот шёлк был взят у московского купца  Ермолая Гусева по расписке на 115 рублей 60 копеек. Во время взыскания денег Гусев попытался завысить цену пропавшего товара, но получил решительный и аргументированный отпор со стороны потерпевшего Дмитрия. Вернуть долг удалось только к концу 1796 года.

***

Сын Дмитрия Афанасий Деревщиков 14 января 1806 года женился на купеческой дочери Дарье Даниловой. В семье родились двое детей: Михаил и Матвей. В 1808 году Афанасий Деревщиков был избран мещанским старостой (возглавил мещанское общество, одна из важнейших функций которого — следить за исполнением разнообразных государственных повинностей: сбором налогов, организацией рекрутской очереди, выдачей паспортов для отлучек, перевода из мещанства в купечество. — Ред.).

Тяготы Отечественной войны 1812 года, в отличие от многих, не разорили Афанасия. По сведениям книг записи условий и контрактов, в 1814 году он совершил две важные сделки: купил часть дворовладения в Успенском приходе за 150 рублей, и деньги уплатил сразу же; нанял некоего И. А. Селецкого на годичное время за 200 рублей «писать живописные иконы и разного сорта портреты, какие приказаны будут от него Деревщикова, равно исполнять домашние надобности».

В 1841 году уже в статусе купца Афанасий Деревщиков снял на 10 лет на Красногорском рынке в большом каменном ряду лавку с двумя затворами и мебелью «торговать панским товаром и чтоб из двух затворов сделать одну лавку для спокойствия», с платой по 171 рублю 50 копеек серебром в год. Панский товар — это мануфактурный, «красный» товар, рассчитанный на благородную публику. Торговля, по­-видимому, шла успешно: в следующем, 1842 году в лавку был принят в услужение малолетний работник. Кроме платы по 2 рубля 86 копеек серебром в год и содержания хозяин пообещал «сшить ему сертук и чуйку суконную». Это свидетельство определённых представлений о культуре торговли, учитывавших вкусы потребителей «панского товара».

Затем в 1844 и 1850 гг. уже сыновья Афанасия Михаил и Матвей Деревщиковы нанимали в эту же лавку других молодых работников с платой 150 и 157 рублей серебром за 4 года  для торговли «панским, овощным и разным товаром» и «в услужение для обучения торговой части». После окончания 10­-летнего срока аренды лавки договор трижды продлевался уже с вдовой Афанасия Дарьей Деревщиковой в общей сложности на 16 лет. Нанимательнице принадлежали «свои отделка, шкапы, тумбы, стеклянные двери, полки и фонари». Охрана в ночное время оплачивалась сыном Михаилом вместе с другими торгующими в лавках этого ряда. В деловом смысле длительное время главой семьи, скорее всего, считалась купчиха-­мать.

 Деревщиковы

Так могла бы выглядеть изнутри лавка купца Деревщикова (Б. Кустодиев, «Сундучник», 1923 г.)

***

Сохранилась духовная 3 гильдии купеческого сына Михайлы Деревщикова. Примечательно, что её текст разбит на пункты, что свидетельствует о делопроизводственном опыте.

К моменту составления документа 15 февраля 1861 года завещатель пережил брата Матвея, и затем сам умер 22 марта 1862 года. Всё имущество Михаил оценил в 6000 рублей серебром. Это были в «Сергиевском посаде земли с домами, равно и на Красногорской площади лавки и в них товар панской, овочной и ренсковой погреб и в доме Божие милосердие, движимое имение, какое может оказаться». Ренсковый погреб — это магазин, торгующий алкогольными напитками навынос. Первоначально предназначался для торговли зарубежными винами (само слово «ренсковый» происходит от рейнских вин).

 Деревщиковы

Красная башня Троице-Сергиевой лавры (Б. Кустодиев, 1912 г.)

После смерти Михаила Деревщикова семью должна была возглавлять его жена Мария, а дети Григорий, Алексей и Прасковья состоять при ней в одном капитале. Жене также следовало получать и оплачивать долги, которые значились по книгам. По условиям завещания при выходе в замужество дочери её следовало наградить приданым на 1000 рублей серебром. Взрослые наследники были введены во владение 23 июля 1862 года после вторичной явки духовного завещания в Московской палате гражданского суда.

К истории семьи остаётся добавить, что брат завещателя Матвей Деревщиков, про которого мы уже упоминали, был ратманом в 1852-­1854 гг. и бургомистром в 1858­-1860 гг. (заседал в ратуше — административном и судебном органе местного самоуправления. — Ред.). Вполне вероятно, что именно члены семьи завещателя и были теми самыми Деревщиковыми, иждивением которых был возобновлён в 1856 году иконостас Никольского придела Успенской церкви.

 

Наталья Четырина,
кандидат исторических наук,
доцент МГУ им. М. ВЛомоносова

Источник: Газета Вперёд

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...