День памяти Василия Розанова

logo
День памяти Василия Розанова

5 февраля в Сергиево-Посадской центральной районной библиотеке им. Розанова состоялись ежегодные философские и историко-культурологические встречи, посвящённые памяти известного русского мыслителя и 25-летию присвоения библиотеки его имени.

Организаторы встреч отмечают, что целью мероприятия является возрождение духовности, поддержание религиозно-философских традиций, раскрытие нравственных позиций русского философа, скончавшегося в Сергиевом Посаде от голода на втором году советской власти.

День памяти Василия Розанова

До начала официальной части о Василии Розанове рассказали писатель Юрий Палагин, председатель общества защиты исторических памятников «Радонеж» Вячеслав Леонтьев, заведующий кафедрой новейшей русской литературы, профессор Литературного института им. Горького Владимир Смирнов.

Официальная часть

Затем с докладами выступили научные сотрудники учебных заведений и образовательных центров.

Доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Некрасова Ирина Евдошина сделала сообщение на тему «К 100-летию приезда Василия Розанова в Сергиев Посад».

Профессор кафедры общественных наук Литературного института им. Горького Сергей Лебедев раскрыл тему «Василий Розанов и Николай Страхов: современники-единомышленники»,.

Кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Литературного института им. Горького Ольга Зайцева рассказала «О субъекте высказывания в философской прозе Розанова».

Кандидат философских наук из Литературного института им. Горького Мария Козлова выступила на тему «Розанов и Мандельштам».

Кандидат философских наук, доцент Литературного института им. Горького Александр Зимин выступил на тему «Василий Розанов и его отношение к человеку и человечеству».

Старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры (дом-музей А.Ф. Лосева) рассказал о мифологии Василия Розанова.

По традиции участники мероприятия посетили Троице-Сергиеву лавру, Черниговский скит, где возложили к могиле Розанова цветы, посетили дом №1 на улице Полевой, где скончался Василий Розанов.

День памяти Василия Розанова

Из Википедии

Религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля (2 мая) 1856 года в Ветлуге, Костромской губернии, в многодетной семье чиновника лесного ведомства Василия Фёдоровича Розанова (1822-1861). Умер 5 февраля 1919 в Сергиевом Посаде.

Рано потеряв родителей, воспитывался старшим братом Николаем (1847—1894). Сам Розанов позже вспоминал:

«Нет сомнения, что я совершенно погиб бы, не «подбери» меня старший брат Николай, к этому времени закончивший Казанский университет. Он дал мне все средства образования и, словом, был отцом».

В 1878 году Розанов окончил гимназию в Нижнем Новогороде и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

На четвёртом курсе был удостоен стипендии имени А. С. Хомякова. Тогда же, в 1880 году, 24-летний Василий Розанов женился на 41-летней А. П. Сусловой, которая в 1861-1866 годах была любимой женщиной женатого писателя Фёдора Достоевского.

Окончив университет в 1882 году, Розанов преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьмы. Его первая книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) успеха не имела. В том же году Суслова покинула Розанова, отказавшись (и отказывалась всю его оставшуюся жизнь) дать согласие на официальный развод.

Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891).

В том же году Розанов тайно обвенчался с вдовой Варварой Бутягиной, с которой у него родились четыре дочери и сын.

В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-философское общество. К тому времени Розанов стал известным журналистом славянофильского толка, работал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение», публиковался в газете «Новое время».

Будучи преподавателем Елецкой гимназии, Розанов с другом Первовым делают первый в России перевод «Метафизики» Аристотеля.

В сборниках «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) Василий Розанов пытается найти решение социальных и мировоззренческих проблем в церковной религиозности.

Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящён двухтомник «Семейный вопрос в России» (1903). В последующих сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам сексуальных отношений, о которых в то время не принято было высказываться по книжному.

В книге «Когда начальство ушло» (1910) он описывает брожение умов в период революции 1905-1907 годов.

Пресловутое брожение характерно и для самого Розанова. События 1905-1907 Розанов считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций — выступая под своей фамилией в «Новом времени» как монархист и черносотенец, он под псевдонимом «В. Варварин» выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения.

Розанову удалось прослыть одновременно юдофилом и юдофобом. Похвала библейскому иудаизму в сочетании с чёрносотенным антисемитизмом вызывали обвинения в двурушничестве и беспринципности.

Нашумевший судебный процесс по делу Бейлиса привёл к конфликту с Религиозно-философским обществом. Общество, признавшее процесс Бейлиса «оскорблением всего русского народа», в 1913 году исключило Розанова из своего состава.

Поздние книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (1913-1915) являют собой разрозненные эссе, наброски, беглые умозрения, дневниковые записи, внутренние диалоги, объединённые по настроению.

В набросках «Апокалипсис нашего времени» (выпуски 1—10, с ноября 1917 года по октябрь 1918 года) Розанов с отчаянием и безнадёжностью отмечает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением российской истории.

Летом 1917 года Розановы переехали из Петрограда в Сергиев Посад и поселились в трёх комнатах дома преподавателя Вифанской духовной семинарии.

Василий Розанов открыто нищенствовал, и в конце 1918 года обратился со страниц своего «Апокалипсиса» с трагической просьбой:

«К читателю, если он друг.

В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную, и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы перебыть этот год…

…За помощь — великая благодарность; и слёзы не раз увлажняли глаза и душу. «Кто-то помнит, кто-то думает, кто-то догадался».

…Устал. Не могу. 2-3 горсти муки, 2-3 горсти крупы, пять круто испечённых яиц может часто спасти день мой. …Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни.

В. Р. Сергиев Посад, Московск. губ., Красюковка, Полевая ул., дом свящ. Беляева».

Василий Розанов умер 5 февраля 1919 года и был похоронен с северной стороны храма Гефсиманского Черниговского скита в Сергиевом Посаде.

День памяти Василия Розанова

 

Анатолий Северинов

Источник: Копейка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Центральная районная библиотека им. В.В.Розанова
Библиотека основана в 1919 г. путем слияния фондов нескольких крупных библиотек города. Часть фонда была взята из библиотеки бывшей Духовной Академии, кроме того, в состав фонда вошли книги... подробнее...

[2]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[3]Розанов Василий Васильевич
Василий Розанов – известный русский философ, литератор, писатель и мыслитель. В его честь названа Городская районная библиотека на Валовой улице. Василий Розанов родился в городе... подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...