Две выставки в Абрамцевском музее

logo

Две выставки в Абрамцевском музее

8 ноября в 16.00 в выставочном павильоне «Русские художники ХХ века» Музея-заповедника «Абрамцево» состоится открытие выставки «Счастливое семейство» или «крайние» в художественных династиях Абрамцева.
Это — завершающий проект в серии юбилейных, посвященных 80-летию творческого коллектива художников «Ново-Абрамцево».

Проект мыслился как презентация, представление династий Абрамцева, точнее, творчества пишущих сейчас художников, потомков известных мастеров отечественного изобразительного искусства. Династии — как преемственность. Русский писатель Иван Аксаков высказал мысль о том, что «история России есть во многом история ее родословий».

И вполне оправдан интерес к тем из «культурных гнёзд», благодаря кому не прерывается живая связь поколений, где история семьи и история отечественной культуры сплелись между собой.
В таких семьях родились Мария Андронова, Сергей Шмаринов, Ирина Марц, Анастасия Соколова, Валерий и Никита Чернорицкие, Андрей Лысенко, Ростан Тавасиев, Анна Размахнина (Дубинчик), Николай Пророков, Евгения Чуйкова.

Проект объединил самых разных художников — приверженцев русской реалистической школы и сторонников экспериментальных опытов, стоящих на границе пластической культуры. В этой разности отражено время и контекст современного искусства, а может, его ситуация.

Однако выставка «Счастливое семейство» не аналитическая. Её задача: воспоминание о себе, возвращение к своей истории, истории семьи, деятельности. Опасно, когда память не задерживает больше одного поколения.
Мераб Мамардашвили этот феномен определял как «выпадение из культуры». Несмотря на эксцентричное обозначение — «крайние», выставочный проект констатирует: творческая история Абрамцева продолжается.

В проекте участвуют и абрамцевские этюды Федора Васнецова. Его уже нет с нами, но творчество его волнует и заставляет признать: любая развитая идея всегда предполагает взрывы гениальности, неординарность, дискретность.
Но гениальность из пустот не возникает, и не уходит никуда. И, кода, завершающая рондо, длится долго…

Выставка «Счастливое семейство» продлится до 10 января 2015 года.

ДАЧА ГРАБАРЯ
8 ноября в 14.00 в «Студии-Мастерской» «Музея-заповедника» Абрамцево откроется выставочный проект «Дача Грабаря», посвящённого памяти Сергея Витальевича Горяева, художника-монументалиста, народного художника России, академика Российской Академии художеств.

Сергей Горяев — представитель художественной династии. Его отец Виталий Николаевич Горяев известен как выдающийся русский иллюстратор, график, карикатурист. Выставка знакомит с живописными произведениями старшего Горяева, что само по себе любопытно. Во-первых, живопись Виталия Горяева демонстрировалась всего два раза: на его юбилейной выставке 1980 года в МОСХе и на масштабной выставке 2012 года в Доме художника на Крымской набережной. Во-вторых, картины для абрамцевского проекта буквально снятысо стен мастерской дачи Грабаря, в которой Горяев плодотворно работал на протяжении почти двух десятилетий.

Название проекта настраивает на встречу с произведениями Игоря Эммануиловича Грабаря и не обманывает ожиданий. Последний зимний этюд художника, написанный в Абрамцеве, является доминантой экспозиции.

Сергей Горяев в детстве дружил с Петром Радимовым, внуком Павла Александровича Радимова, последнего председателя Товарищества передвижных художественных выставок и первого председателя АХРРа, одного из создателей творческого коллектива художников «Ново-Абрамцево». Из коллекции Радимовых были приобретены в последние годы несколько превосходных этюдов П.А. Радимова, в том числе этюд с абрамцевской дачей художника А.И. Кириллова, ныне принадлежащей вдове Сергея Горяева Наталье Аникиной. Этюды можно увидеть на выставке.

Выставка знакомит с работами Александра Николаевича Первухина, незаслуженно забытого самобытного художника, тесно связанного с Абрамцевом. Известно, что вместе с П.П. Кончаловским он в 1919 году развешивал первую музейную экспозицию в старом абрамцевском доме и с ружьем в руках защищал усадьбу от разграбления.
ыпускник ВХУТЕМАСа — был одним из немногих художников, кому позировал Ленин. Он никогда не поддавался ни на какое давление моды или властей, между тем современное ему, героическое время, не могло его не волновать. На выставке представлена картина «Маевка» 1932 года, написанная предельно обобщенно, свежо и радостно, но без заемной официальной радости.

Творчество Сергея Горяева представлено его станковой живописью. Это тоже несколько неожиданно, поскольку широкой публике он известен как художник-монументалист. Причудливо метафизичная живопись Сергея Горяева отвечает общему камерному настрою выставки.

Дача Грабаря — особое место в абрамцевском поселке художников. Игорь Эммануилович строил её по собственному проекту в 1934-1935 годы в стиле, так называемого, «финского дачного модерна».В начале 2000-х Сергей Горяев произвел полную и бережную реставрацию дома И.Э. Грабаря с его прекрасными ярусными верандами, двухсветной мастерской, обводной галереей, которая занимает большую часть второго этажа здания. Подлинных дач в этом стиле в Подмосковье сохранилось совсем немного, так что дом Грабаря еще и архитектурный памятник. Увидеть его облик и виды мастерской можно на современных фотографиях, включенных в проект.

Выставка «Дача Грабаря» продлится до 21 декабря 2014 года.

Источник: Радио Посад



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[2]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...