«Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города. К 72-ой годовщине снятия блокады Ленинграда

logo
27 января — день 72-ой годовщины снятия блокады Ленинграда. В условиях блокады город находился почти 900 дней — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Предлагаем вашему вниманию главу «Ленинград в кольце блокады» из книги «Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию»*… 

* * * 
 «Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города. К 72-ой годовщине снятия блокады Ленинграда
  

«Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города
Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. В 1941 году Северная столица была взята в кольцо немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии.
К этому времени в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, и за 872 блокадных дня сотни тысяч ленинградцев погибли от голода и холода. Непрерывные артобстрелы и бомбежки, темнота и лютый холод, голод, сводящий людей с ума… И только Дорога жизни через Ладожское озеро связывала Ленинград с теми, кто был на Большой земле. Как говорил священник Валентин Бирюков, блокада — это все условия для смерти, только для смерти, а для жизни ничего нет…
В таких условиях человеческая душа нередко освобождается от всего наносного и обращается к Тому, кто может укрепить дух в истаивающем человеческом теле. Нет ничего удивительного, что в осажденном Ленинграде религиозность среди населения была высока, и что еще раньше официального сближения верхов с Церковью изменилось отношение к религии у властей города. Политика безбожия была забыта. О многом говорит тот факт, что даже в лютую зиму 1941-1942 годов, когда город вымирал от голода и холода, его власти снабжали православные храмы мукой и вином для совершения богослужений — пусть даже богослужебные просфоры, по воспоминаниям, были крошечными, «с пуговицу».
В 1942 году приходское духовенство получило возможность продолжить служение. Как и в Москве, в том же 1942 году был разрешен Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами. 
«Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города. К 72-ой годовщине снятия блокады Ленинграда
   
В последующие годы на Церковь стали клеветать, говоря, что она якобы использовала народное горе, чтобы укрепить собственный авторитет. Но клеветники забывают, что батюшки, служившие в ленинградских храмах из последних сил, так же, как и все, переносили голод, обстрелы и бомбежки, терпели невыносимые лишения и умирали.
Умирали верующие, как и неверующие — страшная смерть, царящая внутри блокадного кольца, ни для кого не делала исключений. В самое мучительное время блокады, в конце 1941 года — начале 1942-го, умерло восемь служащих и членов причта Князь-Владимирского собора, а также председатель «двадцатки». Сильно поредел штат Никольского кафедрального собора, в его хоре к февралю 1942 года из 34 певчих осталось только три человека, регент умер прямо за богослужением. Скончались звонарь А. А. Климанов и келейник митрополита Алексия (Симанского) инок Евлогий. Умер от голода приписанный к Никольскому собору протоиерей Николай Измайлов.
В декабре 1941 года протопресвитер Спасо-Преображенского собора Алексий Абакумов писал «двадцатке»: «Температура 38,8 — Назначен постельный режим. К Воскресенью мне не встать. Не можете ли мне отпустить и прислать бутылку деревянного масла, чтобы не сидеть в темноте?» Собор выделил отцу Алексию масло и 1000 рублей пособия, но священник скончался. Умерли протоиереи Петр Георгиевский и Иоанн Громов, председатель «двадцатки» собора Е. Д. Балашева, помощник регента И. В. Лебедев и еще 10 человек служащих. Из 100 соборных певчих в живых осталось только двадцать человек. 
М. В. Шкаровский в работе «Вклад Ленинградской епархии в победу над фашизмом» отмечает, что от голода в дни блокады умерли 20 из 50 священнослужителей. Но, несмотря на голод и холод, несмотря на то, что храмы нередко подвергались артобстрелам, священники по велению своей живой веры до последнего исполняли пастырский долг. 
В Преображенском соборе к началу войны было шесть членов клира, к весне 1942-го осталось только двое — протопресвитер Павел Фруктовский и протодиакон Лев Егоровский. Даже в самое трудное время блокады они продолжали совершать богослужения…  Подробнее читать в *.pdf (43 Mb) >>
Источник: Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию. — Москва : Эксмо, 2014.
*) Эта книга посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Её герои — батюшки, сменившие рясы на гимнастерки в годы Великой Отечественной 1941-1945 годов, простые верующие, а также «по рождению своему принадлежащие к Церкви православной», защищавшие Родину с оружием в руках и с Богом в сердце, прошедшие фронтовыми дорогами свой путь к храму. Книга допущена к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...