И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
Мк. 3ач. 39. (IX, 10-16)
* * *
Воскресение души есть соединение ее с Жизнью, Которая есть Христос душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная (57, 256). Странное скажу тебе слово, но не дивись. Есть некое сокровенное таинство, между Богом и душою совершающееся. Бывает же сие с теми, которые достигают высших мер совершенной чистоты, любви и веры, когда человек, совершенно изменившись, соединяется с Богом, как свой Ему, непрестанною молитвою и созерцанием. На сей находясь степени, Илия заключает небо на бездождие и небесным огнем попаляет жертву; Моисей пересекает море и воздеянием рук обращает в бегство Амалика … Сподобившийся единения с Богом, хотя и плотью обложен, но превзошел меру тления и смертности, как обыкновенный сон приемля смерть, к его утешению пересылающую его к тому, чего всегда чаял он (прп. Феогност, 63, 396). Прежде всего, надлежит сделаться верным и с Богом примириться и содружиться, испросив у Него отпущения всех прежних грехов, словом, делом и помышлением соделанных. Душа, с Богом примирившаяся и содружившаяся, бывает кроткою, смиренною и сокрушенною. Это служит признаком примирения и содружения с Богом. Ибо Бог обыкновенно эти первые дает дарования верующим, т.е. кротость и смирение. Душу же кроткую и смиренную уже не борют демоны, как прежде, ни сластолюбием, ни славолюбием, и, таким образом, через эти два дарования Христовы душа обретает покой и не бывает смущена никакими чуждыми и неуместными помыслами. Такая душа и молится как подобает – со страхом, благоговением и вниманием, а не одними устами. Но это невозможно ни для кого, если душа каждого из них не соделается причастницею Святого Духа, по мере веры их во Христа (57, 80). Благодати же (Святого Духа) никто не может получить, если прежде не отвергнется себя, как повелел Спаситель, если не станет работать Господу с полным усердием и не возлюбит Его от всей души. А кто не получит такой благодати, то пусть не обольщает себя, но да ведает, что он не сподобится когда-либо быть соединенным с Богом, с умным чувством, осознанием и созерцанием. Ибо те, которые получили благодать Божию и соделались мужами совершенными и стяжали совершенный духовный возраст в сказанной нами мере, таковые всецело соединяются с Богом и видят Его столько, сколько и сами видимы бывают от Него Бог пребывает в них сознательно и они сознательно пребывают с Богом неразлучно (58, 418). Ты, имеющий обитающим внутрь себя всего Бога, добре внимай, чтобы не сделать и не сказать чего-либо недостойного святой воли Его, иначе Он тотчас удалится от тебя и ты потеряешь сокровище, сокрытое внутрь тебя. Почти Его сколько можешь и не вноси внутрь обиталища Его ничего, Ему неблагоугодного и чуждого естеству Его, чтобы Он не прогневался на тебя и не убежал, оставя тебя пустым. Не многословь пред Ним и не обращай к Нему прошений без благоговейной собранности. Не помышляй в себе и не говори: «Дай-ка покажу я Ему преобильную теплоту и превеликую ревность любви, да приимет Он доброе мое произволение и да познает, как люблю я Его и чту», потому что прежде, чем подумаешь ты так, Он уже знает помышления твои и ничего нет скрытого от Него. Не покусись еще удержать Его мысленными руками, ибо Он неухватим, и как только ты дерзнешь ухватить Его или подумаешь только удержать Его, уже не найдешь внутрь себя ничего. Он тотчас удалится от тебя и станет неощутим для тебя. Тогда, если сокрушался, томя и бия себя, станешь ты каяться и плакать много, не получишь никакой пользы. Истинно так, ибо Он есть радость и не согласен входить в дом, где печалятся и скорбят, как и люботрудная пчела не терпит места, наполненного дымом. Но если благоустроишь себя беспопечением и преданностью воле Его, то Он опять обретется внутрь тебя. Оставь тогда Владыку своего безмятежно почить в душе твоей, как на одре некоем, – и не начинай говорить в себе, что если не стану плакать, то Он отвратится от меня как от нерадивца и презрителя. Если бы Бог хотел, чтобы ты, достигший совершенства, плакал, как плачет тот, кто еще находится на степени покаяния, то Он видел бы тебя издали, или совсем скрылся бы от тебя, или освещал тебя издали и таким образом давал тебе и раздражал в тебе плач к очищению и благоустроению твоего дома. Но теперь, после покаяния и очищения, какое получил ты посредством слез, Он пришел в тебя, чтобы даровать тебе упокоение от трудов и воздыханий и исполнить тебя радостью и веселием вместо печали. Стой же прямо движением и устремлениями души твоей, водвори в себе тихое безмолвие, так как в дом твой идет Царь царствующих. Скажи со строгостью всем преддверникам дома твоего: «Царь грядет, стойте же добре при дверях, стойте смирно и со страхом великим наблюдайте, чтоб не пришел кто к дверям и не стал стучать и чтобы ничей голос не проходил внутрь ни изблизи, ни издали. Внимайте добре, чтоб кто не обманул вас и не прокрался внутрь тайком, и Царь тотчас не оставил вас и спешно не удалился». Так скажи и стой в веселии и радовании души своей, смотря внутрь себя на неописуемого Владыку своего, благоволившего неописанно описаться в тебе, и созерцай красоту Его, ни с чем не сравнимую. Созерцая же недомыелимо пресвятое лице Его, неприступное для Ангелов, для Архангелов и для всех чинов небесных, изумляйся, радуйся и, духовно скача, веселись, внимая, однако ж, Ему с благоговением, чтоб услышать, что повелит Он тебе сказать или сделать. Внимай убо тому, что Он говорит тебе. Он не имеет нужды требовать чего-либо от рабов Своих для Своего собственного упокоения, как имеют ее земные цари, потому что Бог ни в чем не имеет недостатка; и если не обогатит наперед рабов Своих, то не входит в дом их (58, 364).
Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум // Издательство «Русь» – Москва, 2002. C. 484-486.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Слово о том, как должно сретать День Рождества Христова
Поучительные истории. Рассказ одного капитана о том, как он избавился от пагубной страсти пьянства
Пролог в поучениях. Не должно на исповеди скрывать грехов
Братие, не упивайтесь вином. Слово Кирилла философа о хмельном питии ко всем людям
Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого