Годовой круг евангельских чтений. Четверг 28-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.92. (XVIII,31-34). Об Иисусе Христе, Господе нашем

logo

Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

(Лк., 92 зач., XVIII, 31-34)

***

Годовой круг евангельских чтений. Четверг 28-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.92. (XVIII,31-34). Об Иисусе Христе, Господе нашем

Иисус Христос принимает кающегося грешника.

Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Живопись XIX века.

Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму (10,249). Бог, став человеком, страждет как человек и обнищавает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетою (11,144). Единородный Сын Божий, облекшийся плотью человеческою и соделавшийся Ходатаем между Богом и людьми, исповедуется доступным страданиям по плоти, но бесстрастным по Божеству (19,34). Мы и человеку не приписываем своего спасения и не допускаем того, что нетленное и Божественное Естество причастно страданию и тлению, но поскольку должно вполне верить Божественному слову, которое возвещает, что в начале Бог бе Слово и что потом Слово, соделавшись плотию, стало видимым на земле и обращалось с людьми, то мы принимаем верою соответственные Божию Слову понятия. Итак, когда мы слышим, что Он есть и Сила, и Правда, и Жизнь, и Истина, и что все через Него было, то все сие и сему подобное мы считаем верным, относя к Богу Слову; а когда слышим о скорби и о сне, и о нищете, и о смущении, и узах, гвоздях и копье, о крови и ранах, о гробе и камне и ином тому подобном, то хотя бы это противно было прежде указанному, тем не менее, принимаем за достоверное и истинное, относя к плоти, которую верою приняли мы вместе со Словом. Как свойств тела нельзя умно представлять в Слове, Которое было в начале, так и свойственного Божеству нельзя разуметь в естестве плоти. Поскольку в евангельском учении о Господе соединено высокое и Богу приличествующее с уничиженным, то мы то или другое понятие соответственно прилагаем к тому или другому из мысленных в таинстве: человеческое – к человеческому, а высокое – к Божеству, и говорим, что поскольку Сын есть Бог, Он совершенно бесстрастен и нетленен, а если в Евангелии приписывается Ему какое-либо страдание, то Он действовал так по человеческому естеству, допускающему такую немощь. Поистине Божество совершает спасение при посредстве тела, Им воспринятого: страдание принадлежит плоти, а действование – Богу (19,37). Когда (Священное Писание) проповедует превосходящее и превышающее всякий ум, – употребляет высшие наименования, называя Христа над всеми Богом (Еф.4,6), великим Богом (Тит.2,13), Божиею Силою и Премудростью (1Кор.2,5-7) и сему подобным. А когда описывает словом все необходимое, ради нашей немощи воспринятое испытание страданий, то для соединяющего в Себе оба (естества) берет наименования от нашего естества, называя Его Человеком, но не сообщая сего наименования остальному Естеству, дабы сохранилось о том и другом благочестивое разумение, – когда человеческое прославляется по причине восприятия, а Божеское не умаляется по причине снисхождения, но, предавая человеческую честь страданиям, Божескою же силою совершает воскресение того, что пострадало. Таким образом, испытание смерти относится к Тому, Кто приобщился способного к страданию естества по причине единения с Собою человека. Причем, и высокие, и Божеские наименования переходят на Человека, так что видимый на Кресте именуется Господом Славы по причине соединения естества Его с низшим и перехождения вместе с тем благодати наименования от Божеского (Естества) на человеческое. Посему разнообразно и различно представляет Его Писание то Сшедшим с небес, то Рожденным от Девы Богом, Предвечным и Человеком в последние дни, так что и бесстрастным исповедуется Единородный Бог, и страждущим Христос. И этими противоречиями не говорится неправды, так как с каждым именем соединяется приличное ему понятие (19,41). Мы исповедуем, что Божество находилось в Страждущем и что бесстрастное естество не подвергалось страданиям … если Божество не имеет нужды ни в рождении, ни в воскресении, то очевидно, что и страдание Христа совершалось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и, по единению с Ним, усвояло Себе Его страдания. Ибо Естество Божеское, соответственно соединившись как с телом, так и с душою, и соделавшись одно с каждым из них, поскольку ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор. 11,29), как говорит Писание, ни от которого из них не отделяется, но всегда пребывает в неразрывной связи с ними, потому что не может отделить от соединения с Богом, кроме греха; а чья жизнь безгрешна, у Того единение с Богом совершенно неразрывно (20,187). Весь путь Твоего, Господи, пришествия пройден Тобою ради множества кающихся; все учение Твое, Господи, великое упование для грешников (25,143). Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе, смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы воспарить ко Отцу Твоему (25,186). Благодарение Благому, Освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу (25,279). Ты, Христе, – умилостивительная Жертва, закланная на вершине Голгофы в очищение грехов Адамовых, приими жертву и молитву нашу и яви щедроты Твои всем нам (25,301). На уничижение пришел (Единородный Сын Божий), чтобы всем даровать жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173). Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (29,308). Страдания Христовы для нас – источник благ (26,230). Кровь Христа стала общим очищением целой вселенной (32,565).

Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002. С.441-442


БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л. 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
23. Ч. 2, изд.З. М., 1881
24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912
25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900
26. Ч. 5, изд.З. М., 1887
27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913
29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914
30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904
31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,
отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911
32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898
33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896
34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897
35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896
36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899
37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900
38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901
39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902
40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903
41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904
42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905
43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906
44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.
45. Ч. 2. М., 1858
46. Ч. 3. М., 1859
47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859
48. Ч. 2. М., 1860
49. Ч. 3. М., 1860
50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892
51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника
и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893
53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874
54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908
55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913
56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917
57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892
58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892
59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892
60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968
61.  Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895
62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883
63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900
64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889
65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791
67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874
68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914
69. Лавсаик. СПб., 1850
70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915
71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858
72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898
73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845
75. Пролог. М., 1877
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912
77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903
78. Палестинский Патерик. 1855-1916
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867
80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893
82. Соловецкий Патерик. М., 1895
83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883
84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892
85. Троицкий Патерик. М., 1896
86. Волоколамский Патерик (рукопись).
87. Цветник Пешношский. М., 1898
88. Московский Патерик. М., 1912
89. Тверской Патерик. Казань, 1907
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970
93. Материкон. М., 1908
94. Маргарит. М., 1878
95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897
96. Троицкие Листки.
97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895
98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902
99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902
100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874
101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874
102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905
103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905
104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905
105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905
106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.
107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра




Контекстная справка

[1]Трапезный храм (1686 – 1692)
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.... подробнее...

[2]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *