Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
(Лк., 92 зач., XVIII, 31-34)
***
Иисус Христос принимает кающегося грешника.
Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Живопись XIX века.
Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму (10,249). Бог, став человеком, страждет как человек и обнищавает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетою (11,144). Единородный Сын Божий, облекшийся плотью человеческою и соделавшийся Ходатаем между Богом и людьми, исповедуется доступным страданиям по плоти, но бесстрастным по Божеству (19,34). Мы и человеку не приписываем своего спасения и не допускаем того, что нетленное и Божественное Естество причастно страданию и тлению, но поскольку должно вполне верить Божественному слову, которое возвещает, что в начале Бог бе Слово и что потом Слово, соделавшись плотию, стало видимым на земле и обращалось с людьми, то мы принимаем верою соответственные Божию Слову понятия. Итак, когда мы слышим, что Он есть и Сила, и Правда, и Жизнь, и Истина, и что все через Него было, то все сие и сему подобное мы считаем верным, относя к Богу Слову; а когда слышим о скорби и о сне, и о нищете, и о смущении, и узах, гвоздях и копье, о крови и ранах, о гробе и камне и ином тому подобном, то хотя бы это противно было прежде указанному, тем не менее, принимаем за достоверное и истинное, относя к плоти, которую верою приняли мы вместе со Словом. Как свойств тела нельзя умно представлять в Слове, Которое было в начале, так и свойственного Божеству нельзя разуметь в естестве плоти. Поскольку в евангельском учении о Господе соединено высокое и Богу приличествующее с уничиженным, то мы то или другое понятие соответственно прилагаем к тому или другому из мысленных в таинстве: человеческое – к человеческому, а высокое – к Божеству, и говорим, что поскольку Сын есть Бог, Он совершенно бесстрастен и нетленен, а если в Евангелии приписывается Ему какое-либо страдание, то Он действовал так по человеческому естеству, допускающему такую немощь. Поистине Божество совершает спасение при посредстве тела, Им воспринятого: страдание принадлежит плоти, а действование – Богу (19,37). Когда (Священное Писание) проповедует превосходящее и превышающее всякий ум, – употребляет высшие наименования, называя Христа над всеми Богом (Еф.4,6), великим Богом (Тит.2,13), Божиею Силою и Премудростью (1Кор.2,5-7) и сему подобным. А когда описывает словом все необходимое, ради нашей немощи воспринятое испытание страданий, то для соединяющего в Себе оба (естества) берет наименования от нашего естества, называя Его Человеком, но не сообщая сего наименования остальному Естеству, дабы сохранилось о том и другом благочестивое разумение, – когда человеческое прославляется по причине восприятия, а Божеское не умаляется по причине снисхождения, но, предавая человеческую честь страданиям, Божескою же силою совершает воскресение того, что пострадало. Таким образом, испытание смерти относится к Тому, Кто приобщился способного к страданию естества по причине единения с Собою человека. Причем, и высокие, и Божеские наименования переходят на Человека, так что видимый на Кресте именуется Господом Славы по причине соединения естества Его с низшим и перехождения вместе с тем благодати наименования от Божеского (Естества) на человеческое. Посему разнообразно и различно представляет Его Писание то Сшедшим с небес, то Рожденным от Девы Богом, Предвечным и Человеком в последние дни, так что и бесстрастным исповедуется Единородный Бог, и страждущим Христос. И этими противоречиями не говорится неправды, так как с каждым именем соединяется приличное ему понятие (19,41). Мы исповедуем, что Божество находилось в Страждущем и что бесстрастное естество не подвергалось страданиям … если Божество не имеет нужды ни в рождении, ни в воскресении, то очевидно, что и страдание Христа совершалось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и, по единению с Ним, усвояло Себе Его страдания. Ибо Естество Божеское, соответственно соединившись как с телом, так и с душою, и соделавшись одно с каждым из них, поскольку ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1 Кор. 11,29), как говорит Писание, ни от которого из них не отделяется, но всегда пребывает в неразрывной связи с ними, потому что не может отделить от соединения с Богом, кроме греха; а чья жизнь безгрешна, у Того единение с Богом совершенно неразрывно (20,187). Весь путь Твоего, Господи, пришествия пройден Тобою ради множества кающихся; все учение Твое, Господи, великое упование для грешников (25,143). Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе, смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы воспарить ко Отцу Твоему (25,186). Благодарение Благому, Освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу (25,279). Ты, Христе, – умилостивительная Жертва, закланная на вершине Голгофы в очищение грехов Адамовых, приими жертву и молитву нашу и яви щедроты Твои всем нам (25,301). На уничижение пришел (Единородный Сын Божий), чтобы всем даровать жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173). Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (29,308). Страдания Христовы для нас – источник благ (26,230). Кровь Христа стала общим очищением целой вселенной (32,565).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Троицкие листки № 502. Славословия крестившемуся Господу
Архиепископ Феогност поздравил сотрудников Троице-Сергиевой Лавры с праздником Рождества Христова
В «Красных палатах» прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Клиническая ангионеврология. Современные аспекты диагностики и лечения»
Слово о том, как должно сретать День Рождества Христова
Небесный покров святых. Святитель Николай Чудотворец