Годовой круг евангельских чтений. Четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 80, XVI, 1-9. О милосердии, о милостыне и о богатстве

logo
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
(Лк., 80 зач., XVI, 1-9)

Годовой круг евангельских чтений. Четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 80, XVI, 1-9. О милосердии, о милостыне и о богатстве
Блажен, кто многим делает добро, на Суде найдет он многих защитников (45,255). Одно надежное богатство и неотъемлемое — иждивать имущество для Бога и для нищих (9,107). Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтоб и подающие получили благодеяние, и даже больше чем первые (34,270) Что ни положишь в руку (нуждающихся), все то положишь в надежное хранилище — в руку Божию (35,186). Имущество наше тогда особенно бывает нашим, когда мы им пользуемся не для самих себя, но исключительно для (нуждающихся) (35,732). Нуждающиеся — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь- даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Богом (39,779). Пошли наперед (на Небо через милостыню) свое имущество и тогда отправляйся и ты. Не береги золота — не сохранишь его (43,970). Не думай, брат мой, что Бог беден и имеет нужду в нашем достоянии, чтоб питать бедных, и потому повелевает нам быть к ним милостивыми, сколько есть сил исполнять заповедь сию. Не так, брат мой, не так. Но человеколюбивый Господь то, что внесено в жизнь нашу диаволом чрез любоимание, на погибель нашу, это самое желает посредством милостыни обратить во спасение нам. Диавол усоветовал нам усвоять себе, считать своею собственностью и для себя сокровиществовать то, что Бог создал для общего всех людей употребления, чтобы через такое любоимание привить к нам два греха и сделать нас повинными вечному мучению: первый грех — бессердечие и немилосердие, а второй грех — упование на имущество, а не на Христа. (Во избежание этого)… с радостью должны мы опорожнять свои сокровищницы, с таким тщанием набиваемые и с такой опасливостью хранимые, в надежде получить истинное упование Христово, в коем обетовал Он за все воздать сторицею. Бог знает, что мы совсем завладены похотью любоимания и одержимы манией к богатству, так что нам расстаться и отцепиться от него крайне трудно, отчего если случится кому потерять его по каким-либо причинам, то он не рад бывает и самой жизни Зная сие, Господь и потребовал сообразное с нашею немощью врачевство, обещая воздать нам за то, что раздадим бедным, сторицею, чтобы только расположить нас к такому разда- янию и чрез то прежде всего избавить нас от осуждения за страсть любоимания, а потом отучить возлагать надежду свою на богатство и освободить души наши от тяжких уз его. По освобождении же от них дать нам простор беспрепятственно исполнять заповеди Христовы и работать Ему со страхом и трепетом, не с тем чтобы Богу сделать какое-либо одолжение, но с тем, чтобы самим от Него получить сию самую милость и благодать — быть рабами Ему и служить Ему истинно (57,191). Милостыня по скончании мира еще яснее открывается по смерти человека, просиявает и обнаруживает свои действия .. Она делает тебя сильнее мудрецов и ораторов. Люди, знаменитые по своей мудрости и ораторству, имеют у себя много завистников, а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы (38,541). Горе богатым, если имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (от Господа) (2,70). Душе благочестивой богатство служит средством делать добро через любообщительность … (2,93). Вы, сотворенные разумными и имеющими ум, который служит истолкователем и учителем Божественных повелений, не обольщайтесь преходящим Приобретите то, что никогда не оставляет приобретшего, определите меру пользования жизни. Не все ваше, но часть пусть принадлежит (нуждающимся), любезным Богу. Ибо все принадлежит Богу, общему Отцу. Мы же как бы братья родные, братьям же всего лучше и справедливее разделить наследство поровну … Если же кто захотел бы быть господином всего вообще, лишая братьев части … тот злой тиран, непримиримый варвар, ненавистный зверь, радостно отверзающий пасть только на пищу, — таковый суровее даже самих зверей, Ибо и волк допускает волка в еду, и собаки также во множестве терзают один труп, он же, ненасытный, никого из единоутробных не допускает к участию в богатстве. Тебе достаточно умеренного стола, не пускайся в это море необузданного пирования. Ибо тебе угрожает жестокое кораблекрушение, не о водные камни сокрушающее, но ввергающее в глубочайшую тьму, откуда впадший туда никогда не выйдет (20,406)…. богатство часто может служить ко благу, по слову апостола, который в настоящем веке заповедует быть щедрыми, общительными, собирающими себе сокровище, долженствующее быть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть истинной жизни (1 Тим.6,17-19); и по Евангелию оно полезно тем, которые приобретают себе друзей богатством неправедным (т.е. вещественным) (Лк. 16,9). Но то же самое богатство обращается и во зло, как скоро собирается только для сбережения или для роскоши, а не употребляется в пользу нуждающимся (авва Феодор, 50,263). Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты данное тебе употребил только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому (и евангельскому) увещанию, твой избыток восполнял недостаток других (35,186). Человек, который умер, не употребив своего богатства (как должно), нисколько не отличается от бессловесного животного’ он не познал чести, данной ему от Бога, и уподобился скотам, для которых смерть есть конец жизни (36,252). Есть богатство истинное и есть ложное. Ложное состоит в имуществе, а истинное — в добрых делах (36,139). Некий Зенон обидел дочь одной вдовы. Вдова, пребывая в храме Богородицы, много дней просила Владычицу отомстить обидчику. “Отомсти за меня Зенону”, — просила со слезами вдова. Богородица явилась ей и сказала: “Поверь мне, жена, что много раз хотела я отомстить за тебя, но рука Божия возбраняет мне, ибо Зенон очень милостив к бедным” (66,203).
Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002.

БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
23. Ч. 2, изд.З. М., 1881
24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912
25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900
26. Ч. 5, изд.З. М., 1887
27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913
29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914
30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904
31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,
отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911
32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898
33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896
34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897
35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896
36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899
37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900
38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901
39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902
40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903
41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904
42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905
43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906
44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.
45. Ч. 2. М., 1858
46. Ч. 3. М., 1859
47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859
48. Ч. 2. М., 1860
49. Ч. 3. М., 1860
50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892
51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника
и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893
53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874
54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908
55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913
56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917
57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892
58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892
59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892
60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968
61.  Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895
62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883
63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900
64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889
65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791
67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874
68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914
69. Лавсаик. СПб., 1850
70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915
71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858
72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898
73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845
75. Пролог. М., 1877
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912
77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903
78. Палестинский Патерик. 1855-1916
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867
80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893
82. Соловецкий Патерик. М., 1895
83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883
84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892
85. Троицкий Патерик. М., 1896
86. Волоколамский Патерик (рукопись).
87. Цветник Пешношский. М., 1898
88. Московский Патерик. М., 1912
89. Тверской Патерик. Казань, 1907
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970
93. Материкон. М., 1908
94. Маргарит. М., 1878
95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897
96. Троицкие Листки.
97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895
98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902
99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902
100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874
101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874
102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905
103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905
104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905
105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905
106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.
107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...