Годовой круг евангельских чтений. Среда 30-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.104. (XXI, 28-33). Об истинном христианстве – плодоносном

logo

Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

(Лк., 107 зач., XXI, 28-33.)

***

Годовой круг евангельских чтений. Среда 30-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.104. (XXI, 28-33). Об истинном христианстве – плодоносном

Христос с. Волыця Деревлянська Львовской обл. (1680 г.)

Каждый из нас (христиан) как бы подобен мысленной смоковнице, смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (30, 323). Все делать и говорить с тем, чтобы за сие прославляли посторонние, свойственно человеку мирскому, для которого нет иного блаженства, кроме настоящей жизни А человек духовный – христианин, должен иметь в виду одно спасение и все, что ведет к нему, высоко ценить, а что не ведет – презирать как- ничего не стоящее, и потому ни во что ставить все видимое, заботиться же единственно о том, как достигнуть внутреннего совершенства, и почитать выше всего, что может самого сделать наиболее достойным, а через него и других привлечь к совершенству (9, 122). Всякий христианин живет не для себя одного, но для ближних: мало самому быть убежденным, если не убеждаешь и друг их (13, 118). Христиане гнушаются тем, что славно на земле, и вменяют это в гной при сравнении с тем величием, какое действует в них (30, 117). Подобно гнилому мешку, наполненному жемчужинами, и христиане по внешнему человеку обязаны быть смиренными и презираемыми, в себе же, по внутреннему человеку, иметь жемчужину (30, 277). По образу и подобию Своему создал нас Бог, и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и светить добрыми делами (34, 102). По сим чертам познается старающийся быть подражателем Богу; в благотворении пребывает он для всех – и для друзей, и для расположенных неприязненно, терпит ли зло, – воздает за зло добром … Обижающих пристыжает не только тем, что великодушно переносит дерзости, но и тем, что всякое добро, какое только может, оказывает им от полноты сердца (45, 162). Мы должны исполнять все со своей стороны, хотя бы другие не получали от этого никакой пользы, для того чтобы отчета Бог потребовал не от нас, но от них (32, 123). Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден; и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу. Говорю об этом для того, чтоб нам соблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас (38, 44). Бог послал нас свидетельствовать о Нем, Будем же свидетельствовать и убеждать думающих так (что Бог не есть Бог); если не станем свидетельствовать, то сами будем виновными в их заблуждении. Если же на судилище, где исследуют дела житейские, не принимается свидетелем виновник многочисленных злодеяний, то тем более здесь, где дело о предметах настолько высоких. Мы говорим, что слышали Христа и веруем Его обетованиям, а они скажут: «Покажите это делами; жизнь ваша, напротив, свидетельствует, что вы не веруете» (40, 411). Стой, имея стопы евангельские, богобоязненные помыслы, щедрые руки, колена непоколебимые, бедра, непричастные удовольствиям чресла, свободные от вожделений, чрево здравое, исполненное закона Божия, грудь и сердце чистые, шею и нрав покорные, душу и ум благоговейные, уста скромные, зрение не уклоняющееся, слух совершенно здоровый и уста, произносящие слова, приятные Христу (40, 908). Нет никакой пользы для людей в том, что они носят одно только название христиан, а не имеют за собою добрых дел, так как пред Богом не имеют значения внешние достоинства, но требуются дела. Ведь и Иуда был в числе апостолов и вместе с прочими пользовался честью, но, предавшись сребролюбию, принял удавление; подобно тому и в настоящее время многие носят овечью шкуру, а внутри являются хищными волками (40, 916). Бог дал тебе руки? Для Него и употребляй их, а не для диавола. не на хищение и любостяжание, а на исполнение заповедей и на благотворения, простирая их в продолжительных молитвах и на помощь падшим (42, 313). Таким должен быть христианин ревностный и бодрствующий, должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь. Как тело наше не однажды насыщается для поддерживания себя на всю

жизнь, но имеет нужду в ежедневном питании, так и здесь, в благочестии, мы имеем постоянную нужду в помощи добрых дел (42, 776). Если мы, будучи насаждены Христом и сподобившись духовного орошения, окажем потом жизнь бесплодную, то нас ожидает геенский огонь и неугасимый пламень (43, 168). Ничто другое не может быть признаком и отличием верующего во Христа и любящего Его, кроме забот о наших братьях и попечении о их спасении, потому что и Христос угождал не Себе, но многим (43, 799). (Тот истинный христианин) … кто скорбит о грехе ближнего, оплакивает собственные грехи, сорадуется радости и не уязвляется завистью по поводу его благополучия; кто смиренно принимает и укрощает противников, всегда желает и жаждет совершать правду Божию, потому что он сохранил чистоту своей души; кто склоняется пред милосердием и нуждающимся в милосердии, отдает всего себя за мир по Богу и старается за такое действие именоваться сыном Божиим, сверх того – терпит обиды, обвинения и преследования и умирает за правду Божию и за исповедание Христа, потому что это Жизнь Вечная; кто ниспровергает всякое еретическое зловоние и правильно исповедует Святую Троицу; кто печется о истине в сердце своем, не лукавствует языком своим во лжи и не делает зла ближнему, согласно Писанию; кто не порицает, не поносит и ничего другого запрещенного не совершает, но тщательно хранит все заповеди Христовы и исполняет их; кто протягивает руки на милостыни; будучи обманываем – не противится, отдает одежду не имеющему, будучи поносим – благословляет, будучи отягчаем – еще добавляет; не носит в устах никакого постыдного слова или оскорбительного, не произносит клятвы, признает одно мерило – истину, и всячески день и ночь заботится о ней: не говорит кому-нибудь в своих оправданиях более чем «ей» или «ни», согласно повелению Господа; кто направляет язык на песнопение, колени и руки (вместе с мыслью) на моление, проливает пред лицом Божиим слезы сокрушения, кто непрестанно беспокоится о своей смерти и о будущем Суде и об ответственности за дела свои, непрестанно помышляет о том, в чем он согрешил, принося за все хвалы Богу; кто старательно совершает добрые дела, не выставляет их напоказ перед кем-нибудь и не тщеславится ими, подобно фарисею, но представляет знать их Всеведущему Богу, Который воздает каждому по делам его. Кто избегает пьянства и клятвопреступления, неприличных речей, зависти, распри, злобы, любостяжания, ярости, гнева, прелюбодеяния, блуда и всякой телесной нечистоты, кто не занимается колдовством, ни прорицаниями, ни заклинаниями, но очищает себя день и ночь для неосужденного причащения Честного Тела и Крови Христовой, кто предстательствует за сирот, за вдов и пришельцев, кто не отворачивается от просящего или от желающего получить взаймы … кто жалеет врагов веры из-за их слепоты, всеми силами старается обратить их, от упорствующих же отвращается; кто живет во всякой доброте, во всяком благочестии и непорочности, как имея в себе всего Бога и сам весь находясь в Боге, воспоминанием о Боге и Его заповедях всегда движимый и возбуждаемый, ложась ли в постель или вставая, принимая пищу и питие и проводя день по Писанию (43, 886).

Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство «Русь» – Москва, 2002.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *