И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
(Лк., 104 зач., XXI, 5-7, 10-11, 20-24. )
***
Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по заслугам, по достоинству (5, 78). Твои удары. Господи, исполнены любви, Твои наказания пламенеют щедротами. По любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу (25, 330). Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего, чему не коснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу (25, 330). Бог карает тебя, кичливого, чтобы, пришедши в сознание, ты показал в себе перемену на лучшее (46, 197). Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас, что прилично нам (46, 221). Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он хотя и наказывает, но как Отец, и достоин благодарения как Благодетель (45, 243). Бог часто угрожает нам наказаниями и часто посылает их не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы нас привлечь к Себе (32, 5). В случае болезней и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо. Грех есть то же, что болезнь и рана, а наказание – то же, что отсечение и врачевание (32, 851). Если уже и теперь, когда есть и страх, и наказания, и мучения, люди не сохраняют любомудрия, то какими бы они были, если бы не терпели никаких тяжелых последствий за свои преступления (35, 70). Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно, часто наказывая одного, вразумляя через него многих других (36, 76). Если Бог захочет строго взыскать за все, что ни делается против Него, мы не проживем и одного дня (33, 225). Когда порочные наказываются, тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда происходит два блага; те отстают от порока и эти более прилепляются к добродетели (36, 77). Господь, когда (по долготерпению) медлит с наказанием, то не для того, чтобы совсем не подвергать наказанию, но для того, чтобы, если ты останешься неисправным, наказать с большею строгостью (40, 526). Настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение; более врачевание, нежели мучение; более исправление, нежели воздаяние (41,278). Нужно плакать и скорбеть не о тех, кто подвергается наказанию, – они ведь влекутся к здравию, а о тех, кто грешит безнаказанно (43, 537). Кто имеет ум и любит Господа, как должно любить, для того бывает больше утешения, если он подвергается наказанию после того, как прогневляет Милосердного, нежели в том случае, когда он не терпит наказания (43, 680). Безнаказанность наших грехов приносит нам не менее вреда, чем самые грехи. Поэтому Бог и наказывает не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время (43, 667). Если некоторые избежали наказания в сей жизни, то назло своей же голове, потому что, отшедши из сей жизни, понесут там тягчайшее наказание (49, 231). Бог не за Себя мстит тем, которые согрешили против Него, ибо никакой вред не достигает до Существа Его, но при наказании имеет в виду нашу пользу и то, чтобы мы не увеличивали своего развращения, продолжая оказывать Ему пренебрежение (32, 5). Никогда не бойся наказания, но бойся греха, навлекающего наказание (32, 851). Закваска всякого нечестия и порока истреблена потопом. Видишь, как и самые наказания, Богом посылаемые, являются более благодеяниями и особенно показывают Его попечительность о роде человеческом (35, 256). Наказание с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела (37, 271). Для чего же часто здесь не наказывает Бог? Для того, чтобы показать Свое долготерпение и чрез покаяние доставить нам спасение, чтобы в противном случае не истребить совершенно нашего рода и чтобы не лишить спасения тех, которые, через перемену порочной жизни на лучшую, могут еще спастись (41, 559). Те же, которые не соделаются здесь причастниками Христу или обесчестят сие причастие противной тому жизнью, т.е. поживут не по Христу (но по пороку), все такие находятся в опасности подвергнуться там (за гробом) неотъемлемой уже каре – тягчайшей смерти (в вечности) (57, 56). Если все святые были причастны обучительному наказанию (на земле), то будем вместе с ними благодарны и мы, когда обучительно наказаны бываем, чтоб сподобиться быть причастными и славы их – Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр.12,6) (прп. Максим Исповедник, 63, 251).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Мысли на каждый день года. 19 декабря
Состоялось собрание руководителей епархиальных структур, ответственных за монастыри
Из сборника “Пять стихотворений Леонида Бутовского”. C.-Петербургъ, 1877 год…
Троицкие листки № 38. Богоявление Господне. Священнодействия Церкви над водою
Годовой круг евангельских чтений. Понедельник 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.97. (XIX, 37-44). О прославлении Бога