Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
(Лк., 90 зач., XVIII, 15-17, 26-30)
Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергаемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей (32,83). Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет (32,111). Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христовых храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждая их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (32,124). Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных своих детях: заботимся об их приобретениях, а душою их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело (34,336). Нет нам извинения, когда дети у нас развратны … (32,87). Недостаточно только оказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь легкомыслие юности (34,338). При жизни и при смерти будем говорить своим собственным детям и убеждать их, что великое богатство и непогрешительное наследство и беспечальное сокровище есть страх Божий и будем стараться оставить им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (34,339). Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – дети, каждый день осматривай их тщательно и всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу … (34,339). Если бы отцы тщательно (по-христиански) воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни судилищ, ни лишений и наказаний, ни публичных убийств (34,340). Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров (35,712). Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (35,781). Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (35,783). Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам (39,22). Хочешь ли, чтобы сын твой был послушный? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественного Писания было для него делом излишним (42,185)… старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее (42,186). Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих: продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (43,720). Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники сподобляются Божиих наград; а насаждающие в них понятие о безбожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (49,148). Приходящим к тебе детям… часто делай увещание и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие, но некоторые, справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действительному украшению, преимущественно пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если таковую добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я через вас приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже (большую) славу» (49,341). Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жестче детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (43,721). Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах – так и родители в грехах детей (43,720). Сорную траву тогда нужно исторгать, когда возраст нежнее и исторгать легче: вот тогда оставленные без внимания страсти не усилились бы и не соделались бы неисправными (43,719).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...