Годовой круг евангельских чтений. Среда 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 78, XV, 1-10. О любезном Богу покаянии

logo
Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. 
(Лк., 78 зач., XV, 1-10.)
Годовой круг евангельских чтений. Среда 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 78, XV, 1-10. О любезном Богу покаянии
Бог увеселяется (покаянием людей) как силою Своего Творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе (24,154) В церкви и грешники кающиеся делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния! Покаяние есть Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный Хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести. Он пиет в покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии, воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это благоугоднее Богу других жертв (24,164). Покаяние праздник творит Богу, потому что и Небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием (24,167). К Богу прибегай с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь? Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану? (39,713). Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: “Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью, немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь”. Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя похоть. Ты говоришь: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди — та уже не твоя, а эта пока еще не твоя Ты говоришь. “Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь”. То, что в твоих руках, ты отдаешь удовольствию, а то, что не твое, — покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего (39,975). Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь наш (40,886). Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (40,898). Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывное дуновение вожделений не заставило нас претерпевать крушения (40,900). Но пусть наше покаяние не ограничивается только одними словами, так как нелепо было бы, если бы оно состояло только в словах, и Церковь Господа нашего Иисуса Христа не созидалась бы посредством дел (40,899), Покаяние — помощница наша к достижению Царства Небесного, вход в рай, наслаждение вечным веселием: покаяние — мать спасения, ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаянные души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние — отрада и утешение всех отчаянных. Покаяние восстанавливает падшую душу, соделывает ее из отчужденной — дружественною Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровою уязвленную (40,917). Покаяние — прогнание диавола и ниспровержение демонов Покаяние рассеивает облегающий душу мрак и отгоняет смерть (40,983). О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь чрез посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (40,983). Покаяние поднимает душу, преисполненную им, в беспредельную высоту, очищает в источнике слез ее греховную страсть и облекает ее новизною Духа. Сокрушенно воздыхая из глубины сердца, покаяние умилостивляет Бога, а источая из глаз слезы умиления, оно просвещает (новым) крещением оскверненные души. Покаяние делает сокрушенную душу твердой, как металл, и тотчас изменяет сердце, покрытое терниями (40,984). Покаяние открывает нам Царство Небесное, вводит в рай и доставляет наслаждение вечными благами (41,964), Господь даровал врачевство покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, только если мы знаем, в чем состоит это врачевство и как им нужно пользоваться (43,92). Во-первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их, во-вторых, — из великого смиренномудрия. Если ты будешь исповедывать грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренною. Со смиренномудрием должно соединяться . сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце не возмущается, не оскорбляет, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает … После смиренномудрия нужны напряженные молитвы и обильные слезы днем и ночью. А после столь усиленных молитв нужно великое милосердие, Оно в особенности делает сильным врачевство покаяния (43,92).
Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002.
БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.JL 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
23. Ч. 2, изд.З. М., 1881
24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912
25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900
26. Ч. 5, изд.З. М., 1887
27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913
29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914
30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904
31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,
отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911
32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898
33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896
34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897
35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896
36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899
37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900
38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901
39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902
40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903
41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904
42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905
43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906
44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.
45. Ч. 2. М., 1858
46. Ч. 3. М., 1859
47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859
48. Ч. 2. М., 1860
49. Ч. 3. М., 1860
50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892
51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника
и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893
53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874
54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908
55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913
56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917
57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892
58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892
59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892
60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968
61.  Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895
62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883
63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900
64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889
65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791
67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874
68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914
69. Лавсаик. СПб., 1850
70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915
71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858
72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898
73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845
75. Пролог. М., 1877
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912
77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903
78. Палестинский Патерик. 1855-1916
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867
80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893
82. Соловецкий Патерик. М., 1895
83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883
84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892
85. Троицкий Патерик. М., 1896
86. Волоколамский Патерик (рукопись).
87. Цветник Пешношский. М., 1898
88. Московский Патерик. М., 1912
89. Тверской Патерик. Казань, 1907
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970
93. Материкон. М., 1908
94. Маргарит. М., 1878
95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897
96. Троицкие Листки.
97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895
98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902
99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902
100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874
101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874
102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905
103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905
104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905
105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905
106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.
107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра





Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *