Годовой круг евангельских чтений. Пятница 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.101. (XX,19-26). “Кесарево — кесарю, а божие — Богу”. О христианском служении

logo

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

(Лк., 101 зач., XX, 19-26)



***

Годовой круг евангельских чтений. Пятница 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.101. (XX,19-26). “Кесарево - кесарю, а божие - Богу”. О христианском служении



Рис. Джеймса Тиссо

Господь, носимый еще в Матерней утробе, включен в народную перепись и заплатил кинсон кесарю, узаконяя нам быть покорными власти, когда нимало не вредит сие благочестию. Посему будем и мы подражать тому, чему научил нас Сам Бог наш, обнищавший по Домостроительству, и не станем под предлогом даже нашей нищеты отрекаться от подати (47, 32). Надлежит всеми мерами уступать власти в том, в чем не терпит вреда ни благочестие, ни добродетель, а напротив, делают от скромности их чтителей более царственными и достославными (49, 7). Апостол Павел не сказал, несть начальник, аще не от Бога, но рассуждает о самом начальствовании, говоря: несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1). То самое, что у людей есть начальства, — одни начальствуют, другие под начальством, не просто и не самослучайно происходит сие, так, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам Павла, это есть дела Божией премудрости. Поскольку равночестность, по обыкновению, возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства; какие же, спросишь? Начальника и подчиненного, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу … учителя и ученика. Даже у бессловесных животных можно видеть подобное сему. Поручителями в этом пчелы, подчиняемые царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно не окажется лишенным сего благочестия. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя … ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и безурядицы. Посему и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все равночестно, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть … установлено Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев (48, 8). Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, управляя все исключительно к одной главной цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией (59, 173). Нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его. Ничего же нет худшего, как любить свободу души и легкомыслие души или тела (100, 179). (Христиане!) подумаем о том, какой Главы мы тело, Которой все покорено; сообразно с этим мы должны быть лучше самих Ангелов и выше Архангелов как удостоенные большей чести, нежели они (42, 27). Умоляю вас, прежде же вас — себя: пригвоздиться миру и не иметь ничего общего с землею, но взирать на горнее отечество, на нездешнюю славу и на вечные блага. Мы — воины Царя Небесного и облечены в духовное оружие, зачем же мы ведем жизнь лавочников и бродяг, даже более — жизнь червей? (43, 823). Христиане чем более приобретают добродетелей чрез исполнение заповедей, тем более усваивают себя Богу, и чем более усваиваются Ему, тем более познают Его и Он знает их (55, 201). Все старание и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать дух Христов и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благо- бытие (57, 30). Будем желать, чтобы последовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не много заботясь о том, что малоценно и пресмыкается по земле (13, 125). У христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их … (30, 114). Христианину долг повелевает, чтобы сообразно с чистой нашей верой и дела были добрыми (36, 829). Быть учеником Христовым, значит быть кротким и незлобивым (39, 398). Чем особенно отличаются рабы Христовы от нас, не знающих истины, так это тем, что они живут по добросердечию и делают свою жизнь достойной благочестия (43, 387). Если проводящие эту жизнь в воинском звании от всего отрекаются, направляются и идут туда, куда зовет их война, и все переносят с бодростью, то тем более нам, воинам Христовым, следует таким же образом снаряжаться и выстраиваться для войны со страстями (42, 847). Надлежит всякому христианину посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели сколько сил есть подвизаться ни о чем другом, как о том, чтобы приять действие благодати Святого Духа, силою Коего и начнет он жить жизнью истинно по Христу. Ибо нет другого способа и метода к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме восприятия свыше силы благодати Иисуса Христа (57, 127).

Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002.


БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л. 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
23. Ч. 2, изд.З. М., 1881
24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912
25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900
26. Ч. 5, изд.З. М., 1887
27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913
29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914
30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904
31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,
отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911
32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898
33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896
34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897
35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896
36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899
37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900
38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901
39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902
40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903
41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904
42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905
43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906
44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.
45. Ч. 2. М., 1858
46. Ч. 3. М., 1859
47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859
48. Ч. 2. М., 1860
49. Ч. 3. М., 1860
50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892
51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911
52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника
и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893
53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874
54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908
55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913
56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917
57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892
58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892
59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892
60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968
61.  Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895
62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883
63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900
64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889
65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900
66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791
67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874
68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914
69. Лавсаик. СПб., 1850
70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915
71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858
72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898
73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853
74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845
75. Пролог. М., 1877
76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912
77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903
78. Палестинский Патерик. 1855-1916
79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867
80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867
81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893
82. Соловецкий Патерик. М., 1895
83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883
84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892
85. Троицкий Патерик. М., 1896
86. Волоколамский Патерик (рукопись).
87. Цветник Пешношский. М., 1898
88. Московский Патерик. М., 1912
89. Тверской Патерик. Казань, 1907
90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912
91. Глинский Патерик.
92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970
93. Материкон. М., 1908
94. Маргарит. М., 1878
95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897
96. Троицкие Листки.
97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895
98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902
99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902
100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874
101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874
102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905
103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905
104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905
105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905
106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.
107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.
108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...