И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
(Лк., 101 зач., XX, 19-26)
***
Рис. Джеймса Тиссо
Господь, носимый еще в Матерней утробе, включен в народную перепись и заплатил кинсон кесарю, узаконяя нам быть покорными власти, когда нимало не вредит сие благочестию. Посему будем и мы подражать тому, чему научил нас Сам Бог наш, обнищавший по Домостроительству, и не станем под предлогом даже нашей нищеты отрекаться от подати (47, 32). Надлежит всеми мерами уступать власти в том, в чем не терпит вреда ни благочестие, ни добродетель, а напротив, делают от скромности их чтителей более царственными и достославными (49, 7). Апостол Павел не сказал, несть начальник, аще не от Бога, но рассуждает о самом начальствовании, говоря: несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1). То самое, что у людей есть начальства, — одни начальствуют, другие под начальством, не просто и не самослучайно происходит сие, так, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам Павла, это есть дела Божией премудрости. Поскольку равночестность, по обыкновению, возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства; какие же, спросишь? Начальника и подчиненного, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу … учителя и ученика. Даже у бессловесных животных можно видеть подобное сему. Поручителями в этом пчелы, подчиняемые царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно не окажется лишенным сего благочестия. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя … ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и безурядицы. Посему и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все равночестно, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть … установлено Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев (48, 8). Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, управляя все исключительно к одной главной цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией (59, 173). Нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его. Ничего же нет худшего, как любить свободу души и легкомыслие души или тела (100, 179). (Христиане!) подумаем о том, какой Главы мы тело, Которой все покорено; сообразно с этим мы должны быть лучше самих Ангелов и выше Архангелов как удостоенные большей чести, нежели они (42, 27). Умоляю вас, прежде же вас — себя: пригвоздиться миру и не иметь ничего общего с землею, но взирать на горнее отечество, на нездешнюю славу и на вечные блага. Мы — воины Царя Небесного и облечены в духовное оружие, зачем же мы ведем жизнь лавочников и бродяг, даже более — жизнь червей? (43, 823). Христиане чем более приобретают добродетелей чрез исполнение заповедей, тем более усваивают себя Богу, и чем более усваиваются Ему, тем более познают Его и Он знает их (55, 201). Все старание и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать дух Христов и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благо- бытие (57, 30). Будем желать, чтобы последовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не много заботясь о том, что малоценно и пресмыкается по земле (13, 125). У христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их … (30, 114). Христианину долг повелевает, чтобы сообразно с чистой нашей верой и дела были добрыми (36, 829). Быть учеником Христовым, значит быть кротким и незлобивым (39, 398). Чем особенно отличаются рабы Христовы от нас, не знающих истины, так это тем, что они живут по добросердечию и делают свою жизнь достойной благочестия (43, 387). Если проводящие эту жизнь в воинском звании от всего отрекаются, направляются и идут туда, куда зовет их война, и все переносят с бодростью, то тем более нам, воинам Христовым, следует таким же образом снаряжаться и выстраиваться для войны со страстями (42, 847). Надлежит всякому христианину посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели сколько сил есть подвизаться ни о чем другом, как о том, чтобы приять действие благодати Святого Духа, силою Коего и начнет он жить жизнью истинно по Христу. Ибо нет другого способа и метода к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме восприятия свыше силы благодати Иисуса Христа (57, 127).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Память преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского
В новом районе Ростова площадь назвали в честь преподобного Сергия Радонежкого
Преподобный Макарий Великий, Египетский
Годовой круг евангельских чтений. Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.49. (9,57-62). О послушании и воле Божией
Великие мысли, кратко реченные: воздержание против чревообъядения