Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин (фунтов серебра) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
(Лк., 95 зач., XIX, 12-28)
***
Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение, особенно когда от нас теперь требуется тем высшая добродетель, чем высшие получили мы дары (35,238). Христиане – чада Божии, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку (3,413). Христиане – члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или дарований Святого Духа совершенны соответственно достоинству Главы, Которая есть Христос (3,413). Господь безотлагательно награждает нас великими дарованиями, только бы мы показали в себе искреннюю веру и никогда не колебались в помыслах, но имели дух постоянно твердым (35,407). Кто какой бы то ни было дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант (5,206). Душа же истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытному стремлению своему ко Господу думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала … (30,80). Бог требует от человека его делания, потому что душа удостоена быть в общении с Божеством (30,201). Какое помнишь добро, делай, тогда и то, которое не помнишь, откроется тебе (51,13). Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого. И всевает слово Свое и требует дел по мере сил наших (22,264). И своим и чужим делай добро сколько можешь, и доброму, и худому говори доброе слово (25,356). Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог (45,233). Из добрых дел те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим (34,282). Размышляя о тленности и кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел (35,320). Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе, таким образом можем приобрести величайшую славу и у Бога, и у людей … и награду, и великое воздаяние (38,33). Делай все из повиновения Господу и как бы ты все делал ради Него. Это достаточно для того, чтобы нe допустить никакого соблазна или беспорядка (42,176). Если ты сделаешь что-нибудь доброе и не получишь воздаяния за это в этой жизни, – не смущайся. тебя с лихвой ожидает за это награда в Будущем Веке (43,552). Награда бывает больше, если ты делаешь не руководясь надеждою на награды … (43.665). Апостол обыкновенно и добрые дела называет дарованием благодати, потому что и для них нужна нам большая помощь свыше (40,500). Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только твои, потому что Бог даровал тебе и самый ум (54,152). Если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее (52,90). Нам естественно делание добрых дел, а те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность (59,19). Тем же, которые тщательны и нудят себя без сожаления на всякое доброе дело, Господь умножает Свои благодатные дары здесь и готовит блаженную жизнь в Царстве Своем Небесном (59,78). Телесные добродетели пусть сходятся у тебя с душевными, а душевные с духовными, последние же – с невещественным ведением (44,196). Едва и тот, кто начал с детства и во все возрасты до последней старости употреблял неослабленное попечение, отпечатлеет в себе первообразную добродетель: какое же усилие требуется нерадевшему о сем в прошедшие годы? (46,158). И принесший мнас (греч. μνᾶ, μνᾶς «мина» – древняя монета) подвергается наказанию не за то, что он пренебрег чем-нибудь собственным, но за то, что нерадел о спасении ближних (32,81). Судия с одинаковою строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних (32,80). Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе, но и другим многим (32,81). Чем ты сильнее, тем справедливее было бы тебе поддерживать слабейшего (32,254). Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении (32,551). Если ты даже сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего мнаса и погибающего брата не обратишь ко спасению, то потерпишь одинаковую участь (с евангельским рабом) (32,690). Хотя бы кто раздал тысячи денег, он сделает не столько, сколько тот, кто спасет душу (ближнего), отведет от заблуждения и руководит к благочестию (32,728). Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (40,197). Если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (42,804). Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении (32,740).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...