Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?
(Мк., 33 зач., VIII, 11-21.)
«Страшный суд. Фрагмент фрески западной стены
Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры
Гордость есть начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору (42, 575). Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других — людьми низкого происхождения, иных же — невеждами: вследствие такого презорства он доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым и сильным (2, 94). Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду Сказавшего: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенною на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении… (5, 195). Если возникнет в тебе гордость, вспомни, что сей истребляются все плоды добродетели, и успокоишься (31, 97). Горе гордым, ибо часть их с диаволом отступником (31, 195). Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником ни Ангела, ни другие противные ей силы, но Самого Бога… (50, 146). Как можем победить гордость? Мы можем… избегать сетей этого злейшего духа, если во всех добродетелях, в каких будем сознавать, что преуспеваем, будем говорить с апостолом: Благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна… (1 Кор. 15, 10). Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению (Флп. 2, 13) И Сам Виновник нашего спасения говорит: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете… (Пс. 126, 1-2). Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16) (50, 148). Подвижник Христов, который законно подвизается духовным подвигом и желает получить от Господа венец, должен поспешить всеми способами подавить лютейшего зверя (гордыню) как истребителя всех добродетелей, будучи уверен, что пока эта гордость будет пребывать в душе его, он не только не может освободиться от разных пороков, но если бы и имел что-либо добродетельное, и то погибнет от яда ее (50, 163). От гордости рождаются презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот (авва Серапион, 50, 254). Не допускай в себе недуга гордыни, чтобы враг не похитил у тебя рассудка (22, 50). Бегай гордости, человек… чтобы не иметь тебе противником своим Бога (45, 243). Гордый, одержимый всеми страстями, пресмыкается, как червь в грязи. И зависть, и ненависть, и гнев постоянно волнуют его душу (38, 670). Нет зла, равного гордости. Она превращает человека в демона — наглого, богохульствующего, клятвопреступника… Гордый человек расположен мстить за обиды Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить несчастье (42, 576). Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничего не может утолить его страсти (42, 576). От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам, властолюбие и сластолюбие (42, 576). Гордость есть отвержение от Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией. Гордость есть предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснований, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище. Гордость есть причина немилосердна, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судия, противница богу, корень хулы. Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения. Конец гордости — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. Услышим все, хотящие избежать сего рва; весьма часто сия страсть получает пищу от (самодовольного) благодарения Бога, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодарящих Бога и возносившихся в мыслях своих. Где совершалось грехопадение, там прежде водворялась гордость (54, 150). Не возвышай выи, перстный, ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба (54, 152). От гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатаи смиренномудрия… Гордый не имеет нужды в бесе, он сделается для себя бесом и супостатом. Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели. Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога… (54, 153). Смерть есть сверженная с небес гордость, которая возносит нас до небес и низводит до бездны (54, 178). Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства, а невидимую— Превечный и Невидимый (54, 211). Как же можно потушить гордость? Нужно для этого познать Бога… когда мы познаем Бога, от нас удалится всякая гордость. (Кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится) (42, 576). Подумай о геенне, подумай о тех, кто гораздо лучше тебя, подумай о том, насколько ты виновен пред Богом… и ты скоро укротишь свой разум, скоро смиришь его (42, 577).
Один монах пятьдесят лет прожил в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила его. Он вообразил, что соседние иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, должно было держаться, и стал относиться к ним с презрением. Заметив самомнение в старце, диавол не замедлил приложить свою пагубную заботу. Явившись к старцу в образе светлого Ангела, он предложил старцу броситься в колодец, говоря, что за святую жизнь не будет подвижнику вреда от этого. Старец послушался человекоубийцу и вытащен был из колодца едва живым. Н а третий день он скончался (Пролог, 371).
Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002. C. 477-479
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Годовой круг евангельских чтений. Четверг 31-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. 3ач. 39. (IX, 10-16). О Богоединении
Выставка «Зима. Сергиев Посад»
Троицкий синодик, 23 января — день памяти архимандрита Феодорита (Воробьева, † 1973)
Святитель Димитрий Ростовский. Поучение в неделю пред Богоявлением
Память преподобного Серафима, Саровского чудотворца