Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
(Лк., 102 зач., XX, 27-44.)
***
Если нет воскресения, то из-за чего труждаются и любомудрствуют люди, порабощающие удовольствия чрева, любящие воздержания, дозволяющие себе кратковременный сон, вступающие в борьбу с холодом и зноем? Скажем им словами Павла: Ямы и тем, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32). Если нет воскресения, но смерть есть предел жизни, то оставь обвинения и порицания. Предоставь невозбранно свободу человекоубийце, пусть прелюбодей дерзновенно строит козни против брака; пусть любостяжатель роскошествует на счет своих противников, пусть никто не останавливает ругателя; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятвы, пусть иной лжет сколько желает, потому что нет никакого плода от истины; никто пусть не милует бедных, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную жизнь и поощряют всякий безумный и разбойничий замысел. Ибо если нет воскресения, нет и суда; если же отъемлется суд, то вместе с ним отвергается и страх Божий. А где не уцеломудривает страх, там ликует диавол (21, 80). В день преображения, когда будут одушевлены мертвые, каждый из оживленных предстанет для отчета существом сложным, как прежде состоящим из души и тела. Богодухновенный Иезекииль, созерцатель великих видений, в каком смысле видел оное великое и обширное поле, полное костей, проречь на которые было повелено ему? И иные кости тотчас обрастали плотью и то, что было разъединено и беспорядочно расторгнуто, совокуплялось одно с другим в порядке и согласии (Иез.37, 1-12). Сими словами Писание не с достаточною ли ясностью доказывает оживление сей плоти? А думающие оспаривать то, о чем здесь речь, мне кажутся не только нечестивыми, но и глупыми… Ибо воскресение, оживление и преображение и все подобные наименования переносят мысль, слышащего оные, к телу, которое подвержено тлению, так как душа, рассматриваемая сама по себе, никогда не может воскреснуть, поскольку она не умирает, но бессмертна … Будучи же бессмертною, имеет общником дел своих смертное (тело) и посему, во время воздаяния от Праведного Судии, снова вселяется в своего спутника (силою Воссоздателя), чтобы с телом воспринять общие наказания или награды (21,82). В оный час Христос возблещет внезапно, как бы самая быстрая молния, и ужаснет всю землю; страшно прозвучит труба с неба и возбудит усопших; Небеса и Силы их поколеблются; и вся земля, как вода в море, вострепещет от лица Славы Его, потому что страшный огонь потечет от Лица Его, очищая землю от всего, что оскверняло ее Смерть придет в бездействие, потому что персть естества человеческого, услышав трубный звук, оживотворится Чудное дело… видеть, как в оный час кости естества человеческого, подлинно в неисчетном количестве, подобно множеству рыб, кружащихся в море, в одно мгновение ока устремятся каждая к своему составу. Воскрешенные возопиют и скажут. “Слава Собравшему и Воскресившему нас по человеколюбию Своему!” Тогда праведники возрадуются; со славою в сретение Бессмертному Жениху восхищены будут на облаках все любящие Его и старавшиеся исполнять волю Его. В какой мере каждый очистил здесь сердце свое, в такой увидит тогда Славу Его, и как вожделевал Его здесь, так насытится любовью Его (24, 361). Когда приидет на нас Царствие Божие, тогда все, преобладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света: не останется болезни по возвращении здоровья, не действуют и страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть, исчезнет тление, когда воцаряется в нас жизнь и начинает обладать нетление (14, 424). Когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в котором одно приходит в бытие, а другое — разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым Воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни; когда прекратится это преходящее свойство времени, потому что не будет силы уже, приводящей в бытие и разрушение, тогда, без сомнения, кончится эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место восьмой день, т.е. последующий век, который весь составляется одним днем… потому что сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, Которое в пророчестве именуется Востоком, потому что никогда не скрывается на западе (15, 79). Вечную Жизнь и неизреченную радость на небесах дает благодать Духа, а достоинство принять дар и вкусить благодать получает (в человеке) любовь по вере трудами (20, 265). Там, в великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь (25, 486). Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни раздражающего, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого непристойной похотью… ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучаемого желанием власти и господства, ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будут в мире, веселии и радости; все тихо и спокойно; все — день и ясность, и свет — свет не этот, нынешний, но другой, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее светильничного. Свет там не помрачается ни ночью, ни от сгущения облаков, не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жары, ни другой какой перемены, но иное какое-то состояние, которое познают одни достойные. Нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетления. А что всего важнее — это непрерывное наслаждение общением со Христом вместе с Ангелами, Архангелами и Горними Силами. Нигде не будет тогда раздора и борьбы, потому что велико согласие в лике святых, при всегдашнем единомыслии всех друг с другом (32, 16). Если мы не будем наслаждаться (Вечной Жизнью), то о нас справедливо будет сказать; “Лучше было бы, если бы мы и не родились. Для чего же мы живем?” (39, 82).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Произведения слободских иконников Троице-Сергиева монастыря первой половины XVII в. в собрании музея им. Андрея Рублева
Татьянин день
Книга рождественской радости. 15 декабря. Пророка Аввакума
Письмо студенту, который спрашивает, кто такие «нищие духом»
Память преподобного Григория Голутвинского, ученика преподобного Сергия Радонежского